
Для эффективной работы организации колоссальное значение имеет личность лидера. Для многих выдающихся лидеров характерен свой уникальный стиль руководства коллективом. Однако психологам удалось выделить ряд основных стилей, элементы которых можно проследить в любом успешном управлении. Следующие три стиля считаются наиболее универсальными.
Демократический стиль управления
Этот стиль руководства подчиненными также называют коллегиальным. При демократическом стиле руководства инициатива, полномочия и ответственность равномерно распределяются между руководителем, его замами и подчиненными. Члены команды своевременно информируются по важным для них вопросам, проводятся регулярные брифинги. В принятии ключевых решений участвуют все члены команды. Окончательное решение принимает все же лидер, но любой человек может свободно высказать свое мнение или идею. Всеми силами поощряется творчество и общественная деятельность, поскольку это способствует высокой вовлеченности команды в коллективную работу.
Очевидным преимуществом является то, что сотрудники начинают чувствовать свою ответственность за судьбу компании. Это делает их более активными и мотивированными. Участие в принятии важных решений заметно повышает уровень удовлетворения работой. Этот стиль управления прекрасно подойдет в случае, если вы хотите создать сплоченную и креативную команду. Это особенно востребовано, например, в сфере услуг, поскольку постоянный приток свежих идей обеспечит компании необходимую гибкость.
Главный недостаток состоит в том, что участие в принятии решения большого количества людей серьезно затягивает процесс. Это, вероятно, сделает организацию более медлительной и инертной, что может стать серьезной помехой в ситуациях, когда необходимо реагировать незамедлительно.
Либеральный стиль
Для либерального стиля руководства характерно отсутствие активного управления командой. Термин «лидер-слуга» придуман Робертом Гринлифтом еще в 70-х годах. Он обозначает лидера, который поддерживает внутри команды правильную атмосферу и хорошие отношения между ее членами. Такой лидер ориентирован прежде всего на удовлетворение потребностей команды и создание благоприятной корпоративной культуры.
Эта манера управления полезна в ситуациях, когда руководство осуществляется в каких-либо общественных организациях, например, с уклоном в благотворительность или политику. К недостаткам можно отнести то, что для эффективного управления лидер должен обладать высокоразвитыми социальными навыками, хорошим знанием психологии и сильной харизмой.
Авторитарный стиль
Для авторитарного (директивного) стиля руководства характерна строгая иерархия, единоначалие и централизация власти. Лидер единолично принимает или отменяет решения, контролирует работу нижестоящих звеньев. Наиболее эффективным из авторитарных стилей считается трансформационное руководство, направленное на развитие сотрудников. Трансформационное лидерство усиливает производительность, мотивацию и моральный дух персонала. Лидер является примером, образцом для подражания. Он выявляет сильные и слабые стороны подчиненных, ставит перед ними такие задачи, которые помогут оптимизировать их работу.
Авторитарное управление полезно в ситуациях, когда необходимо незамедлительно отреагировать или быстро принять решение. Оно может эффективно применяться в случае, если лидер – наиболее квалифицированный и опытный специалист либо тот, кто обладает доступом к информации, недоступной для остальных членов группы.
Основной недостаток состоит в том, что хотя в ряде случаев и обеспечивается высокая производительность, происходит снижение личной заинтересованности, лояльности и удовлетворенности членов коллектива.
В качестве заключения
Выбор той или иной манеры управления зависит как от внешних условий, в которых находится организация, так и от личности лидера. Как правило, наибольшего результата можно добиться лишь гармонично сочетая различные элементы тех или иных стилей. Правильное определение стиля руководства позволит создать по-настоящему успешную и эффективную команду.
Оставить комментарий