Анализ инвестиционного климата в Польше

Анализ инвестиционного климата в Польше

В Варшаве был представлен рапорт фонда союза предпринимателей и работодателей Warsaw Enterprise Institute «Инвестиционный климат в Польше. Диагноз ситуации и предложения решений». Среди его участников был и руководитель варшавского офиса американского инвестиционного фонда CVC Capital Partners Кшиштоф Кравчик. Он считает, что зарубежные инвесторы обеспокоены нестабильностью права и противоречивыми мнениями на тему роли иностранных инвесторов в польской экономике.

— Я думаю, что большинство рапортов, которых в последнее время вышло немало, это отзывы на обеспокоенность инвесторов относительно инвестиционного климата, которая появляется среди них. Наша фирма имеет многолетний опыт наблюдения за польской экономикой и достаточно солидных экспертов, то же у нас несколько иной подход к подобным отчетов, — сосредотачиваемся на том, что можно улучшить и подвергаем критике только негативные явления. Поэтому рапорт формулирует ряд рекомендаций и составляет своеобразный рупор инвесторов, ведь они и дальше вкладывают средства в развитие бизнеса в Польше и хотят помогать правительству строить экономику.

Читателю на заметку: практически каждому человеку время от времени приходится делать ремонт в своем доме или квартире. А сам ремонт трудно представить без укладки облицовочной плитки. Интернет-магазин KERAMOGRANIT.RU предлагает широкий ассортимент облицовочной керамики отечественных и зарубежных производителей. Среди предлагаемого товара: керамогранит, плитка альтакера, плитка из натурального камня, мозаика — из керамики, клинкерная плитка и многое другое. Всего более двух тысяч керамических коллекций.

Или Польша нуждается в иностранных инвесторах не нуждается?

— Глядя на данные польской экономики, Польша должна радоваться, что такие инвесторы есть. Во второй половине года развитие экономики несколько замедлился, однако положительный темп удалось удержать, прежде всего, потому, что зарубежные инвесторы не отошли. Их капитал не спекулятивен, он скорее долгосрочный, поэтому он не реагирует на качество признаки неуверенности, и эти инвесторы не подвели.

А то, с чем встретилась польская экономика во втором полугодии, то это гораздо большая обеспокоенность отечественных предпринимателей, — речь идет об отсутствии евросоюзных средств, которые традиционно были одним из двигателей нашей экономики.

Собственно, согласно данным Главного статистического управления, получается что то инвестиционное падение, о котором Вы упоминаете, было бы еще большим, если бы не инвестиции иностранных предпринимателей в нашу экономику. Но, что еще беспокоит иностранных инвесторов в нашей стране, так же, говорится о различные сигналы – один раз политики говорят, что мы хотим иностранных инвесторов, второй раз подчеркивают, — самое главное отечественный капитал.

— Да, отсутствие согласованности – это фактор номер один, что беспокоит инвесторов. Ведь, инвестиции происходят с очень конкретной целью, они должны приносить прибыль. Иностранные инвестиции – это инвестиции с долгосрочной реализацией, и период окупаемости таких инвестиций, обычно многолетний. Инвестируя сегодня мы хотим быть уверенными, что в течение четырех-пяти лет в бизнес-среде не произойдут резкие изменения, что правила игры неизменны. Поэтому наша инвестиция, конкретный капитал, состоялась именно в этой стране, а не, скажем, в Венгрии или в Румынии, и она принесет определенные доходы.

То есть, здесь речь идет о том, в Польше стабильное право или собственность оберегается, не будет вмешательства в воплощение данной сделки.

— Именно так, мы, если речь идет об экономической стратегии, прежде всего, имеем дело с качественным позитивным изменением. Инвесторы теперь получили четкий сигнал — какие отрасли экономики будут развиваться быстрее и иметь позитивное окружение, и на этой основе они будут принимать решение. С другой стороны, видно небольшую отсутствие координации сплоченности в законодательстве. Инвесторы часто удивлены новыми проектами, законами, которые не до конца скоординированы. Взять хотя бы право, которое ограничило инвестиции в секторе возобновляемой энергии, речь идет о ветряках. Очень быстро были внедрены изменения, которые задержали инвестиции в эту сферу. Возможно, изменения произошли в пользу государства, но такого типа изменения должны иметь большую прозрачность, необходимо было провести консультации с інвесторським средой. Должен состояться диалог между теми, кто вложил капитал, и теми, кто хочет, чтобы правила игры в каком-то измерении изменились. То есть, речь идет исключительно о прозрачности, о диалоге, а не о резкой смене права.

Вероятно, имеется в виду торговый и банковский налоги, торговлю в воскресные дни…

— Это примеры внедрения изменений, которые воплощаются в жизнь очень быстро, без участия самих инвесторов, благодаря которым происходит рост экономики – без диалога и с очень коротким временем внедрением новых правил в жизнь. В такой ситуации инвесторы задумываются, стоит отложить инвестирование на более поздний период и лишь наблюдать за переменами и не рисковать сегодня своими деньгами. Представители других отраслей также наблюдают в будущем подобные изменения не коснутся и их бизнеса.

То есть, зарубежный инвестор может подумать так: ну хорошо, я лучше не буду рисковать и вместо Польши вложу свои средства в Румынии, Чехии, в Словакии или где-либо.

— Такой риск существует и поэтому, в частности, и Польская ассоциация инвесторов, к которой я также принадлежу, пытается дать сигнал, – нам нужен диалог. Необходимо также применять политику сплочения на уровне руководства, на уровне управлений, министерств и органов самоуправления. Все мы должны играть в одни ворота для того, чтобы строить предсказуемость, для того, чтобы то, о чем говорит вице-премьер, повторялось на низших ступенях.

Вы также говорите о необходимости создания Совета иностранных инвесторов для обсуждения актуальных проблем. Чтобы, например, дело торговли в воскресные дни можно было решить как-то иначе, возможно и дело в энергетических ветряков можно было решить иначе с пользой для бюджета и возможно с меньшими потерями иностранных инвесторов.

— Это очень интересная идея, с которой выступил автор рапорта Warsaw Enterprise Institute. Действительно, в законодательном процессе не хватает дискуссии с инвесторами, которые не представляют местных интересов своих отраслей, своих фирм, это люди, которые имеют глубокий инвестиционный опыт и могут смотреть вне горизонты собственного интереса. Поэтому Институт предложил очень интересное дело, к которому стоит прислушаться, ведь Совет иностранных инвесторов не имела бы никакого влияния на внедрение изменения, но была бы определенной платформой для дискуссии между государственной администрацией и инвесторами.

То есть, это была бы несколько другая версия Совета общественного диалога, где с одной стороны были предприниматели и профсоюзы, а с другой – правительство?

— Да. Но, с другой целью, — речь идет о поставках капитала для польской экономики в долгосрочной перспективе.

Среди Ваших предложений есть также предложение, которому будут рады и польские предприятия, которые часто говорят об этом — польские свободные экономические зоны. Вы, как зарубежные инвесторы, хотите чтобы этого, так сказать, пережитком уже не было:

— Я хотел бы заметить, что это идея Warsaw Enterprise Institute. А нас, как представителей международного капитала, попросили прокомментировать это дело. Мое частное мнение на эту тему такое: определенные решения подходят к определенному периоду времени. Я помню польскую экономику 90-х годов и те территории, в которых создавались такие свободные экономические зоны. Это были довольно заброшенные регионы. А сегодня в этих зонах действуют не только зарубежные фирмы. Там работают люди, они формируют локальный спрос, мы совершили определенный цивилизационный шаг, который выполнили эти зоны. Но, мне хочется, чтобы сегодня вся Польша была свободной экономической зоной, где на всех уровнях соблюдаются предполагаемых, четких и прозрачных правил игры для инвесторов.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*