Барри Диллер: заработок денег на досуге

Барри Диллер: заработок денег на досуге

 

Он начал с нуля и стал миллиардером. Он не боится критики. «Мы любим, когда нас называют дураками», — говорит он. Его зарплата — самая высокая в мире. Причем платит ее он сам себе.

Барри Диллер — американский медиамагнат и IТ-магнат, «король» электронных СМИ. Это человек, пользующийся очень своеобразной репутацией. Уже много лет его называют «самонадеянным», «страшным», «ловкачом» и даже «бульдогом». Правда, с глазу на глаз он не производит впечатления самонадеянного ловкача. Наоборот, он слишком часто для руководителя бизнеса ставит под сомнение свои выводы и собственную правоту. «Трудно быть последовательным изо дня в день, — говорит он. — В этом-то вся беда». Он умеет признать свою ошибку прежде, чем вы его на ней поймаете.

Для справки: интернет-компания Барри Диллера InterActiveCorp входит в четверку лидеров электронной коммерции наряду с такими гигантами, как Amazon, Yahoo и eBay. Место в этой четверке компания Диллера завоевала не так, как ее конкуренты. Совершив умопомрачительное число сделок, Диллер создал конгломерат, в который вошли электронные ресурсы Home Shopping Network, Ticketmaster, Citysearch, Expedia, LendingTree, сайт знакомств Match.com и ряд других ныне широко известных брендов. Сегодня по своей рыночной капитализации в $14 млрд. InterActiveCorp хоть и отстает от eBay ($61 млрд.) и Yahoo ($47 млрд.), но уже наступает на пятки Amazon с ее $16 млрд.

УПРАВЛЯЮЩИЙ НАРАСХВАТ

Барри Диллер родился в 1942 году в Сан-Франциско, США. Однако его детство и юность прошли в Лос-Анджелесе, в знаменитом «голливудском» районе Беверли-Хиллз. Тем не менее трудовую карьеру молодой человек начал вовсе не в кино, а в агентстве William Morris, которое занималось поиском молодых талантов для шоу-программ. Барри был взят посыльным в почтовое отделение этого агентства.

В 24 года он перешел ассистентом главного менеджера в одну из многочисленных секций телевизионной сети ABC. Барри подавал большие надежды, и спустя три года руководство телесети поручило ему ответственный пост — управлять нью-йоркской студией Prime Time Television. Она являлась одним из подразделений компании ABC Entertainment.

Получив относительную свободу действий, Барри сразу взялся реализовывать необычные идеи — у него их всегда было много. Например, придумал снимать небольшие, но захватывающие сериалы. Первый из них уже спустя несколько месяцев вышел на экраны. Его ожидал колоссальный зрительский успех. Аудитория буквально не могла оторваться от телевизоров, желая узнать, чем же закончится сюжет. Диллер немедленно запустил в производство еще несколько сериалов, которые тоже пользовались успехом и публики.

Достижения молодого управляющего не остались незамеченными конкурентами ABC. Они начали переманивать его, соблазняя весьма заманчивыми условиями. В 1974-м победа досталась известной голливудской кинокомпании Paramount Pictures, предложившей 32-летнему Барри пост, от которого просто невозможно было отказаться, — председателя совета директоров. Понятно, Диллер согласился.

На новом посту таланты Барри проявились еще ярче. При нем Paramount Pictures за короткий срок увеличила прибыль в четыре раза. Начиная с 1980-х годов Диллер помимо основной работы занял еще и пост президента нового телекоммуникационного конгломерата Entertainment and Communications Group, включавшего в себя корпорации Simon & Schuster, Madison Square Garden Corp. и SEGA Enterprises. За ним закрепилась слава опытного и авторитетного менеджера.

Неудивительно, что столь преуспевший специалист оказался в поле зрения мэтра мировой медиаиндустрии Руперта Мэрдока. В октябре 1984-го он предложил Диллеру возглавить принадлежащую ему студию 20th Century Fox. Барри согласился. В течение восьми лет дела шли прекрасно. Очереди на просмотр фильмов исправно выстраивались у всех кинотеатров, «Оскары» не заставляли себя долго ждать, прибыли киностудии росли с каждым годом.

Благодаря деловому чутью своего руководителя компания в нужный момент приобрела семь умиравших телевизионных студий в ключевых регионах США — спустя некоторое время Барри превратил их в доходную корпорацию Fox Television Stations. Не без прямого участия Диллера, уже почувствовавшего вкус высоких медиатехнологий, в составе концерна появились общенациональная система спутникового телевещания Fox Broadcasting и информационная компания Fox Network.

В студиях Fox Television стали снимать такие популярные сериалы, как «Секретные материалы», «Симпсоны». Барри очень хорошо чувствовал веяния времени и всегда знал, в каком направлении стоит удвоить усилия, а где лучше пока отступиться. Благодаря ему вложенные в бизнес инвестиции окупились уже через четыре года.

«КТО СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО КАТАСТРОФА?»

Однако идиллия не могла длиться бесконечно. С каждым годом Диллер проникался мыслью о собственной значимости и незаменимости. А Мэрдок, наоборот, почувствовал, что лично у него появился весьма серьезный конкурент, потихоньку прибирающий компанию к рукам. И предчувствия его не обманули: в конце 1992-го Барри явился к шефу и потребовал увеличения своей доли в капитале концерна, а также большей самостоятельности в осуществлении деловых операций.

Давно назревавший конфликт разразился в полную силу. Взбешенный медиамагнат, не выбирая выражений, высказал Диллеру все, что думает о нем. Барри ответил тем же. Собеседники орали друг на друга до тех пор, пока Мэрдок не рявкнул: «Вон отсюда! В моей компании может быть только один хозяин!» — и бесцеремонно вытолкал Барри за дверь.

Уйдя от Мэрдока, наш герой задумался о создании собственного бизнеса. Его личный капитал составлял к тому времени $150 млн. — сумму, достаточную для старта. Однако в планы Диллера неожиданно вмешался информационно-торговый телеканал QVC. Барри оказался в его студии случайно — сопровождал свою приятельницу Диану фон Фюрстенберг, известного модельера. Телеканал в прямом эфире продавал ее платья. Диллер был в восторге, сказав, что ему никогда еще не доводилось видеть «такой молниеносной реакции на предложение».

Крупнейшие акционеры QVC — Ральф и Брайан Робертсы, отец и сын, — решили привлечь столь авторитетного и опытного медиабизнесмена к делу развития собственного телеканала. Переговоры длились несколько месяцев, в итоге Барри занял пост председателя канала. Однако Робертсы даже не догадывались, какой перпетуум-мобиле они приобрели в лице этого внешне спокойного, уравновешенного и неторопливого джентльмена. Барри за довольно короткий срок добился прибыльности вверенного ему телеканала, а затем начал буквально «терроризировать» акционеров идеями о необходимости новых приобретений. Он утверждал, что расширение бизнеса позволило бы существенно сэкономить на различных тратах и добиться лучшей рентабельности.

Увы, маниакальная осторожность Робертсов перечеркнула все глобальные планы Диллера. Вначале он упустил возможность приобрести Paramount Pictures — после жарких биржевых баталий права на нее достались компании Viacom. Эту неудачу Барри прокомментировал вполне философски: «Сегодня они выиграли, а мы проиграли. Но кто сказал, что это катастрофа? Посмотрим, что будет в следующий раз».

Второй попыткой совершить телекоммуникационную экспансию стала битва за известную корпорацию CBS. И снова нерешительность Робертсов, заблокировавших сделку, привела к тому, что корпорация перешла во владение Westinghouse. Огорченный Диллер вдруг понял, что все это ему определенно надоело. Он вновь задумался над идеей создания собственного бизнеса. В 1995-м он ушел из QVC.

СВОЕ ДЕЛО

В августе 1995 года Барри без всякой посторонней помощи приобрел контроль над малоизвестной в то время телетрансляционной компанией Silver King Communications. За этим последовало приобретение Home Shopping Network, Inc., заложившей основу собственной «коммуникационной империи» Диллера. Потом по вполне логичному и предсказуемому сценарию он стал главой USA Network Inc. — сети, трансляции которой принимают примерно в 70% домов Соединенных Штатов. А в сочетании с коммуникационными возможностями Silver King эта аудитория увеличилась еще на 20%.

Дальше — больше. В конце 1990-х Диллер заинтересовался столь перспективной сферой, как IT: интернет-бизнесом в целом и веб-порталами в частности. В феврале 1999 года он объявил о присоединении к USA Networks мегапортала Lycos. Расчет был понятен: 30 миллионов посетителей портала Lycos являлись солидным пополнением уже имевшейся у USA Networks армии пользователей.

А вот когда Диллер купил агентство по организации туров и круизов, многие удивились, ведь это абсолютно не вписывалось в его бизнес-концепцию. Но Барри знал, что делал. Многочисленные каналы, принадлежавшие ему, начали крутить ролики с видами природы различных экзотических уголков планеты. И заинтригованные телезрители стали приобретать туры в эти места у компании Диллера.

Еще одна компания, входящая в холдинг, обеспечивала туристов номерами в отелях по всему миру. Если выезжающим за рубеж нужно было приодеться или приобрести какие-нибудь товары в дорогу, они опять-таки обращались в корпорацию Диллера. А желающие приобрести билеты на концерт могли сделать это на специальном сайте, тоже предусмотрительно купленном Барри.

Диллер первым понял, что сфера досуга и развлечений способна принести деньги, причем немалые. И в течение трех с половиной лет превратил небольшую компанию, оценивавшуюся в $250 млн., в мощный телекоммуникационный конгломерат рыночной стоимостью $33,7 млрд.

Журналисты называют Барри «человеком-невидимкой» — он абсолютно не стремится к публичности, предпочитая оставаться в тени. Единственное, что удалось узнать акулам пера об акуле телекоммуникаций: в течение четверти века дамой его сердца была художница-модельер Диана фон Фюрстенберг. В 2001-м, за год до собственного шестидесятилетия, он наконец официально оформил свои отношения с ней.

В прошлогоднем рейтинге журнала «Форбс» 68-летний Барри Диллер вошел в тройку самых богатых людей планеты — его годовой доход составляет $295 млн. Это значит, что ежедневно, включая выходные, медиамагнат становится богаче на $800 тыс.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*