Две стратегии развития бизнеса в России

Специалисты в сфере стратегического управления предприятиями выявили зависимость структуры управления предприятием от внедренной стратегии. Выводы основывались на обобщении опыта развития около ста американских корпораций. После этого специалисты неоднократно обращались к анализу успешных стратегий роста предприятий. На базе анализа историй развития зарубежных компаний было обнаружено преимущества и риски использования стратегий вертикальной интеграции, диверсификации деятельности, слияния и поглощения.

Принимая на вооружение опыт роста зарубежных предприятий, отечественным предпринимателям следует учитывать специфические особенности среды, где развиваются предприятия. Поэтому существует потребность обобщить исторический опыт путей роста отечественных предприятий, выявить, как современная внешняя среда влияет на выбор путей роста. И определить наиболее экономически целесообразные траектории роста предприятий при посредничестве интеграционно-диверсификационных стратегий.

Стратегии диверсификации и интеграции — это пути роста. Рост зависит от возможностей отрасли: перспективным отраслям можно концентрироваться путем интеграции. А неперспективным — диверсифицировать деятельность.

Типичная траектория развития предприятия соответственно с этапами жизненного цикла предприятия по логике этого подхода такова: малое вновь созданное предприятие сначала растет путем горизонтальной интеграции, затем укрепляет свои позиции благодаря вертикальной интеграции. А когда отрасль теряет свою привлекательность, наступает очередь диверсифицировать деятельность.

Таким образом, интеграционные и диверсификационные стратегии предприятия можно рассматривать как возможные пути роста и развития.

Практика деятельности предприятий доказывает, что интеграционно-диверсификационные стратегии развития очень связаны. Интеграция, особенно вертикальная, обычно ведет к диверсификации деятельности предприятий. Диверсификация может вызывать, в том числе, интеграцию деятельности различных предприятий или их стратегических направлений деятельности.

Особый интерес для исследователей и практиков представляет то, что за последние двадцать лет преобладающим путем роста предприятий является вертикальная интеграция. В странах с рыночной экономикой пик популярности стратегии вертикальной интеграции пришелся на первую половину ХХ века. Означает ли это, что отечественные предприятия, исчерпав возможности вертикальной интеграции, в дальнейшем будут диверсифицировать деятельность, а впоследствии отсекать лишние непрофильные виды деятельности?

Если предприятия развивать по типовой траекторией развития, это означает, что они находятся в первой половине жизненного цикла и до завершения существования еще далеко. Для более достоверных выводов и прогнозов, необходимо проанализировать историю развития значительно большего количества предприятий и выявить типичные пути их роста.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*