Джордж Истмен: кадры решают все

george_eastman

Пионер фотоиндустрии, подаривший каждому из нас возможность запечатлеть мгновения нашей жизни,сам не любил фотографироваться. Поэтому вродном городе его никто не узнавал.Но он не был тщеславен и не огорчался по пустякам.

Не имея практически никакого образования, Джордж Истмен создал компанию, годовой оборот которой нынче превышает $10 млрд, а число сотрудников приблизилось к 150 тысячам. Только на исследования и разработки в области фотографии «Кодак» тратит около $2 млн в день.

Фотолюбитель поневоле

Знаменитый «король фотографии» родился 12 июля 1854 года в американском городке Уотервилль. Его отец Джордж Вашингтон Истмен имел собственный бизнес — торговлю цветочной рассадой. В 1861 году неожиданно для многих он продал свое дело, решив вложить деньги в строительство частного колледжа.

Провинциальный Уотервилль не очень годился для воплощения педагогической мечты, и семья Истменов перебралась в Рочестер. Однако к осуществлению своих планов глава семейства приступить не успел — в 1862-м он умер, как записано в медицинском свидетельстве, от «расстройства мозга».

Вдове пришлось сдать комнаты постояльцам, чтобы хоть как-то содержать троих детей — сына и двух дочерей, одна из которых была инвалидом. Но этих денег едва хватало на жизнь.

Когда Джорджу-младшему исполнилось 12 лет, он вынужден был оставить школу и устроиться на работу в страховую компанию с окладом $3 в неделю — в его обязанности входила чистка плевательницы. Дополнительно Джордж взялся заполнять страховые полисы, что увеличило рабочий день до 12 часов, а жалованье — до $5 в неделю.

В 14 лет Истмен начал самостоятельно осваивать бухгалтерское дело, и его усилия окупились сторицей. Спустя пять лет был объявлен конкурс на должность младшего клерка в Сбербанке Рочестера. Несмотря на большое количество соискателей и свою застенчивость, Джордж стал победителем, получив приличный оклад — $15 в неделю.

К 1878 году предприимчивый бухгалтер из Рочестера уже созрел для того, чтобы начать собственный бизнес. Тем более, появился и повод. Годом ранее американское правительство приняло решение защитить народ Доминиканской республики от бывших колонизаторов-испанцев и разместить на востоке острова Гаити военно-морскую базу.

Светлые головы быстро смекнули, что в районе базы возникнет и город, а цены на пустующую землю подскочат во много раз. Истмен и его коллега по банку захотели сколотить на этом капитал. Они решили отправиться на Гаити, чтобы самим все увидеть.

Приятель, когда-то работавший ассистентом у знаменитого фотографа Пауэла, предложил взять с собой фотоаппарат, дескать, снимки предлагаемых к продаже земельных участков лучше всяких рассказов убедят потенциальных покупателей. Друзья приобрели фотоаппарат, а также все необходимое для съемки и проявки фотографий.

Однако поездка не состоялась — друзьям не дали отпуска в банке. Но мысль о том, что фотографирование следует сделать легким и доступным каждому, уже не покидала Джорджа.

Для справки: первые фотосеансы были так утомительны, что стоило больших трудов найти людей, согласных сниматься. Приходилось сидеть 20 минут неподвижно под палящими лучами солнца, чтобы получить удачный по тогдашним понятиям портрет. В итоге всегда выходило одно и то же — оцепеневшая физиономия с перекошенными, хотя и застывшими чертами и отсутствующим взглядом.

Курс на масовость

В те времена процесс фотосъемки был чрезвычайно сложен и громоздок. Фотограф должен был развести жидкую эмульсию, нанести ее в темноте на стеклянную пластину и быстро сфотографировать, пока пластина не высохла.

В 1878 году Истмену попал в руки английский журнал трехлетней давности, в котором он обнаружил статью Чарльза Беннета. Автор сообщал способ приготовления желатиновой эмульсии — ее можно было заранее наносить на стеклянные пластины для фотоаппаратов, что значительно упрощало процесс фотосъемки. Джордж немедленно приступил к опытам на собственной кухне. Попутно он выяснил, что описанный Беннетом рецепт до сих пор не запатентован. Через год, немного усовершенствовав его, Истмен запатентовал технологию приготовления сухой эмульсии.

Кроме того, 25-летний изобретатель сконструировал машину для промышленного изготовления стеклянных пластин с нанесенной на них сухой эмульсией. Сообразив, что его ноу-хау может принести приличные деньги, Истмен снял небольшую комнату под мастерскую. Старый друг отца Генри Стронг ссудил ему $1000 на организацию производства.

Спустя год Джордж уволился из банка и полностью занялся фотобизнесом. Тот же благодетель дал ему взаймы еще $5000. 1 июня 1881 года была зарегистрирована «Компания сухих пластинок Истмена» со штатом в шесть человек. Так было положено начало гигантской империи, капитал которой уже через четыре года составил $200 тыс.

В 1888-м Истмен нанес запатентованную им сухую эмульсию на ленту из недавно изобретенного целлулоида — так появился прообраз современной фотопленки. В его конструкторском бюро был разработан первый портативный фотоаппарат (размером с половину обувной коробки), работавший без стеклянных пластин, — в него заправлялась пленка на 100 кадров. Снимки получались круглые, диаметром около 6 см.

Бизнесмен решил предложить покупателю не только качественные и при этом недорогие фотоаппараты стоимостью $25 (это примерно месячная зарплата служащего), но и услуги по проявке и печати. Чтобы каждый человек, купив в магазине фотоаппарат и пленку его фирмы, мог после съемки отнести ее в лабораторию его фирмы, где проявленные изображения напечатают на фотобумаге его фирмы.

«Я хочу сделать фотографирование таким же простым делом, как рисование карандашом», — сформулировал задачу Истмен. Логично: при простой и доступной съемке фотографы перестанут быть маленькой замкнутой кастой, начнется эпоха массовой фотографии. И тогда — самое главное! — потребительский рынок расширится не в десятки, а в сотни раз.

Kodak girls как доказательство

В 1888 году возникло иное название фирмы Джорджа Истмена — «Кодак», а также ныне знаменитый рекламный слоган: «Вы нажимаете кнопку — мы делаем все остальное». По поводу происхождения последнего рассказывают следующее.

Однажды Джордж отправился с друзьями на рыбалку. Наловив форели, удильщики решили приготовить ужин. Истмен, всегда готовивший сам, заявил приятелям: «Вы разводите костер — я делаю все остальное». Произнесенная экспромтом фраза понравилась ему. Потроша рыбу, он продолжал бормотать себе под нос эти слова, всячески варьируя их, пока не родился приведенный выше слоган.

Происхождение слова «кодак» менее понятно. Сам бизнесмен утверждал, что оно ничего не означает — он его просто выдумал. Магия этого слова в том, что оно ни с чем не ассоциируется, к тому же начинается и заканчивается его любимой буквой «к».

Впрочем, у фотолюбителей из Украины слово «кодак» все-таки вызвало ассоциации: когда-то так называлась крепость на Днепре (нынешний город Днепропетровск). Совпадение? Как знать, ведь фамилия Истмен переводится как «человек с востока». Для США восток — это Европа. Многие эмигранты, прибыв в Новый Свет, американизировали свои фамилии или брали новые. Нельзя исключать, что предки главы фирмы прибыли в Америку именно из Кодака — в детстве Джордж мог слышать от деда такое название… Впрочем, это лишь предположение.

Огромные прибыли позволили предпринимателю нанять лучших ученых и изобретателей. Уже в 1891-м фирма «Кодак» приступила к выпуску новых фотоаппаратов, которые можно было заряжать пленкой, не прячась в темноте. Через шесть лет на рынке появились первые в мире карманные фотоаппараты — предки современных «мыльниц».

А затем последовал новый рывок: в 1900 году покупателям были предложены новые камеры Brownie стоимостью… $1. Это была настоящая победа массовой фотографии — Истмен добился своего. Его фирма, поменяв множество названий, превратилась 24 октября 1901 года в корпорацию «Истмен Кодак» с начальным капиталом в $5,8 млн.

Разбогатев, пионер фотоиндустрии не стал прожигателем жизни. Наоборот, начал наверстывать то, чего в силу обстоятельств не получил в юности. Одним из его увлечений стала музыка. Джордж посетил чуть ли не все знаменитые музыкальные подмостки Америки и Европы. На собственные средства он создал в Рочестере «Музыкальную школу Истмена» и «Театр Истмена», где обосновался Рочестерский филармонический оркестр. А в его доме работал специально нанятый органист, игравший Джорджу во время завтраков его любимые произведения — миллионер обожал Вагнера. Другим увлечением стала живопись. Регулярно на несколько месяцев Истмен отправлялся в Европу, где в каждом посещенном им городе методично объезжал на велосипеде музеи и изучал выставки. Собранная им коллекция картин вскоре переросла в довольно крупный Музей Истмена.

Если бы Джордж Истмен не тратил деньги на благотворительность, то к моменту смерти в марте 1932-го его личный капитал составил бы как минимум $250 млн. Реально же после себя Истмен оставил в десять раз меньше — $25,6 млн. Из них $19 млн он завещал университету Рочестера и $1 млн — стоматологической клинике. Остальное получили его племянники и служащие.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*