Фердинанд Порше: всенародный автомобилист

Фердинанд Порше: всенародный автомобилист

Фердинанд Порше: всенародный автомобилист

«Фольксваген жук», спроектированный Фердинандом Порше, попал в книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая машина в мире. Век этой модели оказался фантастически долгим — ее выпускали в течение 70 лет.

Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в семье известного богемского медника Антона Порше в городе Либерец (Чехия). Отец, надеясь, что сын пойдет по его стопам, передавал мальчугану тайны своего ремесла. Однако в 16 лет юноша всерьез заинтересовался электротехникой, которая в те времена считалась куда более «революционной» отраслью, нежели примитивная чеканка по меди. Особенно его увлекало автомобилестроение.

Для справки: с конца 2005 года у спортивных автомобилей Porsche и Ferrari появился серьезный конкурент — немецкий Apollo, выпускаемый в Тюрингии. Он сконструирован для обыкновенных дорог, в базовом исполнении оснащен двигателем мощностью 650 л.с. при весе 1200 кг. Apollo способен за 3 секунды разгоняться до 100 км/ч и достигать максимальной скорости 360 км/ч. В зависимости от модели цена колеблется от 150 до 300 тысяч евро.

ТРИЖДЫ ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР

В 1898 году по окончании Венского университета молодой инженер возглавил конструкторское бюро австрийского автомобильного завода «Лонер». В 1900-м на Автомобильной выставке в Париже был представлен разработанный им электромобиль «Лохнер-Порше» — новинка завоевала Гран-при. Затем Фердинанд принялся за разработку автомобиля со смешанной двигательной установкой, который в 1905 году был отмечен австрийской Премией искусств.

В следующем году Порше перешел на работу в компанию «Аустро-Даймлер», а вскоре занял должность главного конструктора. Очередным его творением стал артиллерийский тягач с активным прицепом. В 1909 году изобретатель стал отцом и на радостях принял участие в ралли «Пробег имени принца Генриха Прусского» за рулем спортивного «аустро-даймлера» собственной конструкции. Однако второе место не удовлетворило его самолюбия. Через год на более совершенной модели он пришел к финишу первым. В результате компания «Аустро-Даймлер» начала вкладывать деньги в производство спортивных авто.

В 1923-м Порше стал главным конструктором фирмы «Даймлер-Бенц» и основное внимание уделил разработке и усовершенствованию компрессорных двигателей как для обычных, так и для гоночных машин. Первым спроектированным на новом месте работы автомобилем стал «мерседес-360», быстро завоевавший популярность у состоятельных покупателей. В промышленных кругах личность Фердинанда Порше получила широкую известность, благодаря чему в 1924 году техническая академия в Штутгарте присвоила ему звание доктора технических наук «гонорис кауза» (то есть без защиты диссертации, по совокупности научно-исследовательских работ).

В 1928 году изобретатель принял предложение австрийской фирмы «Штейр» занять пост главного конструктора. Там при его участии появились на свет две интересные модели: «Австрия» и «Тип ХХХ». Но рамки этой фирмы вскоре стали тесны для Порше, и в 1931 году он с семьей переехал в Штутгарт. 25 апреля Фердинанд открыл собственное дизайнерское бюро Dr. Ing. Н. с. F. Porsche GmbH, занявшееся разработкой двигателей для мотоциклов, автомобилей, самолетов и кораблей.

МЕЖДУ ГИТЛЕРОМ И СТАЛИНЫМ

Спустя два года в Германии пришел к власти Гитлер. Свою первую речь в качестве вождя нации он произнес на открытии Берлинского автосалона в 1933 году. Фюрер пообещал обеспечить каждую немецкую семью собственным автомобилем. Спустя год на Моторшоу-34 он вернулся к идее недорогой, доступной большинству покупателей машины. Советник Гитлера по вопросам автомобилизации Якоб Верлин вспомнил о Фердинанде Порше, который еще два года назад разработал прообраз такой модели — «Тип-12».

Порше представил правительству свой проект «народного автомобиля», и в июле 1934 года Германский имперский союз автомобильной промышленности подписал с ним контракт. За десять месяцев конструктору предстояло создать машину, которая должна была перевозить двух взрослых и трех детей, развивать скорость до 100 км/ч, при этом расходовать не более 0,8 литра бензина на 10 км пути и стоить не дороже 1000 марок. Последнее требование было самым сложным, поскольку цена самой дешевой на тот момент машины «опель П4» составляла 1500 марок. Дизайнерскому бюро Dr.Ing.Н.с.F.Porsche GmbH была назначена ежемесячная государственная субсидия в размере 2000 марок.

Точно в срок в своей штутгартской мастерской, размещавшейся в двух смежных гаражах, Фердинанд Порше построил несколько прототипов заднемоторных автомобилей малого класса. Два из них под именем W1 он продемонстрировал в 1936 году на автовыставке в Берлине. Однако представители немецкого автопрома раскритиковали общую концепцию машины и ее дороговизну — 1200 марок. Чтобы удешевить свое детище, конструктор отправился в Детройт для изучения автомобильного рынка США. Он закупил американские обрабатывающие станки и автоматику на 50 миллионов марок.

По возвращении из Америки изобретатель разработал еще два варианта машины. Один из них фюрер одобрил в качестве окончательного. Не прошло и года, как компания «Даймлер-Бенц» изготовила опытную партию из 30 автомобилей, получивших название VW 30. Они были подвергнуты всесторонним испытаниям по специальной программе для выявления слабых мест. Например, ездили по немецким автобанам без перерыва на максимальной скорости по нескольку дней подряд. Для тестирования привлекались солдаты СС. Окончательную форму автомобиль приобрел после того, как Гитлер лично изменил некоторые детали ее внешнего вида. К этому моменту в реализацию проекта было вложено 1,7 миллиона марок.

26 мая 1938 года в городишке Фаллерслебен (ныне Вольфсбург) началось сооружение крупнейшего в Европе автомобильного завода. Первый камень в фундамент будущего гиганта заложил лично Адольф Гитлер. Деньги на строительство — 50 миллионов марок — пожертвовала нацистская организация Kraft durch Freude («Сила через радость»), поэтому фюрер велел назвать будущую машину KdF. Опытные образцы «народного автомобиля» высоко оценили конструкторы, инженеры, водители. О нем заговорили, появились многочисленные публикации в прессе, а журналист газеты New York Times окрестил детище Фердинанда Порше «жуком». Это прозвище настолько прижилось, что вскоре стало визитной карточкой автомобиля.

Стоимость подготовки серийного выпуска «жука» составляла 30 миллионов марок. Чтобы обеспечить финансирование, придумали специальную накопительную программу: по всей Германии объявили предварительную запись на KdF с обязательной уплатой аванса. Деньги текли рекой, от желающих приобрести новинку не было отбоя.
Незадолго до начала Второй мировой войны Москва пригласила Порше совершить ознакомительную поездку по Советскому Союзу. Гостю устроили экскурсию по ведущим предприятиям страны. Затем его привезли в Кремль, где состоялась аудиенция у Сталина. Генсек предложил конструктору пост народного комиссара (министра) машиностроения. Но Фердинанд отказался и вернулся в Германию.

Спустя несколько лет, когда началась война с СССР, Гитлер вызвал Порше к себе и попросил охарактеризовать каждый из виденных им советских автомобильных заводов. В ответ, согласно легенде, фюрер услышал примерно следующее: «Сделка с Советским Союзом не состоялась. Но я не считаю себя вправе раскрывать секреты деловых партнеров». Как было на самом деле, неизвестно. То ли Гитлер решил, что дерзкий, но талантливый конструктор ему еще пригодится, и потому не тронул его, то ли Порше вовсе не был таким героем. В любом случае, создатель «народного автомобиля» никаким преследованиям в Германии не подвергался.

АВТОМОБИЛЬ ИМЕНИ СЕБЯ

С началом крупномасштабных боевых действий в Европе производство «народного автомобиля» остановили — 170 тыс. немцев, принявших участие в накопительной программе, остались ни с чем. На заводе, который к началу Второй мировой войны занимал площадь 2930 гектаров, успели изготовить всего 630 машин. До покупателей они не дошли: их распределили среди высокопоставленных офицеров.

Во время войны конструктор разрабатывал полноприводные джипы KdF-82, легковые амфибии KdF-166, командирские легковушки KdF-87. К 1945 году автомобильный завод успел выпустить около 65 тыс. единиц подобной техники.

После поражения Германии Фердинанду Порше, его сыну Ферри и мужу его дочери Антону Пиху поставили в вину пособничество нацистскому режиму и посадили в тюрьму. Одно из обвинений заключалось в использовании на заводе труда военнопленных. Франция добивалась передачи ей в качестве репарации крупнейшего в Европе автомобильного завода. Ходили слухи, что французы предложили Порше в обмен на свободу доработать модель Renault-4CV — ее не успел завершить Луи Рено, скончавшийся в 1944-м. Однако немецкий изобретатель отказался — и отсидел за решеткой 22 месяца.

Он вышел на свободу 1 августа 1947-го и отправился в Вольфсбург, где возобновился выпуск его «фольксвагена». Однако на заводе уже сформировался штат конструкторов, и в услугах Порше там больше не нуждались. Изобретатель поехал к сыну, который освободился на год раньше и проживал в австрийском городе Гмюнде. На территории лесопилки Фердинанд разместил штаб-квартиру своей новой компании Porsche AG. В 1948-м из ворот их маленькой мастерской выехал первый «порше-356». Таким образом, знаменитому конструктору было уже 73 года, когда появилась первая машина, названная его именем. Эту модель, которая при весе 585 кг могла разгоняться до 135 км/ч, прекрасно встретили в Европе. Успех позволил фирме в 1950 году перебраться в Штутгарт.

Незадолго до смерти Порше посетил Вольфсбург. Еще в тюрьме, узнав о начале выпуска «жука», он поклялся по возвращении в Германию снимать шляпу перед каждым встреченным экземпляром своего детища. Судя по всему, идти по городу ему пришлось вообще без головного убора, ведь по улицам взад и вперед носились сотни «народных автомобилей».

В январе 1951-го Фердинанд Порше, автор более 360 моделей машин, скончался в возрасте 75 лет. Его похоронили на кладбище крохотного австрийского городка Цель-ам-Зее.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*