Франц де Мезер был самым богатым фотографом Киева

Франц де Мезер родился на Волыни в 1830 году. Его отец и дед были представителями знатного польского рода и занимались фарфоро-фаянсовым производством. Семейная фабрика, производившая кафель, посуду, камины, была хорошо известна в Европе. Сам же Мезер «подправил» фамилию на французский манер, добавив «де» и сократив свое польское имя — Францишек — на несколько последних букв. Ничего удивительного в этом нет — в XIX столетии была мода на все французское.

В 1852 году 22-летний молодой человек приехал в Киев с дипломом художника. По одним данным, он окончил учебное заведение в Вене, а по другим — в Петербурге. Карьеру начал в должности преподавателя рисования в Институте благородных девиц. Влюбился в одну из воспитанниц и впоследствии женился на ней.

Как раз в начале 1850-х в Киеве открылось первое стационарное фотоателье. Мезер чрезвычайно заинтересовался новым видом изобразительного искусства. Приобрел фотоаппарат, штатив, стеклянные пластины, химические реактивы и начал экспериментировать. Со временем выработал собственный почерк и стиль, овладел искусством портрета: профессиональный художник, он знал толк и в композиции кадра, и в светописи.

Ателье на Крещатике

В декабре 1865 года Мезер открыл собственную студию, став одним из пионеров киевской фотографии. Разместил свою мастерскую в самом центре города — на углу Крещатика и Прорезной, в первом этаже дома генерала Крылова. Помещение взял в аренду. Довольно скоро фотоателье стало одним из самых известных в Киеве, а сам Франц Казимирович — корифеем фотопортрета.

Читателю на заметку: проект estate62.ru предлагает лучшую коммерческую недвижимость в Рязани. Специалисты компании помогут вам подобрать и приобрести кафе, ресторан, магазин, другую коммерческую недвижимость, которая станет неотъемлемым элементом вашего успешного бизнеса. Продажа объектов непосредственно от собственника, поэтому можете быть уверены, что это одни из лучших цен на рынке недвижимости в городе.

Вначале он предлагал клиентам два размера фотоснимков: визитные (6 х 10 см) и кабинетные (11 х 16) карточки. Дюжина первых стоила 1,5 рубля, вторых — 3. Со временем «прейс-курантъ» изменился — добавились три новых формата, а на два прежних, оказавшихся самыми востребованными, цены выросли вдвое.

Помимо портретных снимков, у Мезера можно было заказать роскошные фотоальбомы, оправленные в кожаные переплеты, а также подарочные книги с фотографическими видами Киева.

до 40 тыс. рублей в год зарабатывал киевский фотограф Франц де Мезер

Впрочем, у маэстро бывали съемки, которые он предпочитал не афишировать. Об одном таком случае упомянул Александр Куприн в известном романе «Яма». Некий скользкий тип, вернувшийся в Киев, ведет себя следующим образом: «После приезда, на другой день, он отправился к фотографу Мезеру, захватив с собою соломенную девушку Бэлу, и снялся с ней в разных позах, причем за каждый негатив получил по три рубля, а женщине дал по рублю. Снимков было двадцать». Соломенными девушками называли в те времена проституток. Да и сам характер съемок парочки «в разных позах» не оставляет сомнений в их жанре. Мезер, по словам Куприна, хорошо знавшего жизнь киевского дна, был королем порнографии. Однако сам напрямую не торговал опасными карточками. Сбывал их оптовикам, у которых имелась широкая сеть клиентуры — от нескольких сотен до тысяч.

Кредит на недвижимость

В 1871 году, через шесть лет после открытия ателье, фотограф располагал достаточными средствами для покупки земельного участка на престижном Крещатике. Там в 1872 году Франц Казимирович и его жена Алина Адамовна начали возводить доходный жилой комплекс — крупнейший на то время в Киеве. Дорогие квартиры предназначались для сдачи внаем состоятельной публике. Высокий статус здания подчеркивался неслыханно пышным фасадом.

Жилой комплекс, состоявший из шикарного четырехэтажного кирпичного дома на линии улицы и флигеля в глубине усадьбы, супруги возводили на кредитные деньги. Франц Казимирович представил Обществу взаимного кредита архитектурный проект будущих построек и подробные расчеты окупаемости объекта за счет сдачи квартир внаем. Получил в долг 100 тыс. рублей. Однако средства закончились раньше, чем строительство. То ли подрядчики-итальянцы покупали материалы дороже, чем планировалось, то ли во время выполнения работ заказчик просил сделать что-то более красивое, чем предусмотрено в проекте, однако перерасход средств был налицо.

Мезер обратился в Общество взаимного кредита с просьбой увеличить размер займа, ведь дом почти готов. Однако там возразили: при выдаче денег все предстоящие расходы были учтены, все было рассчитано до копейки. Значит, заемщик сам виноват в случившемся. Мезер попросил разрешения заложить недострой в каком?либо банке под кредит для завершения строительства. Но и в этом ему было отказано.

В результате известный фотограф носился по Киеву в коляске, объезжая многочисленных друзей и знакомых и всюду занимая деньги. У одних брал взаймы большие суммы, у других — скромные. И сумел, казалось, невозможное: в 1873 году строительство все же было завершено. В собственный дом Мезер перенес и знаменитое фотоателье.

Несостоятельный должник

Увы, история с недвижимостью, несмотря на кажущийся хеппи-энд, завершилась невесело. Из долговой ямы Франц Казимирович выбраться не смог — невыплаченных обязательств было намного больше, чем приносила аренда квартир. Многочисленные кредиторы подали к Мезеру иск, требуя принудительно взыскать с него причитающиеся им суммы. Суд признал фотографа несостоятельным должником. В 1874 году земельный участок и жилой комплекс выставили на торги. Домовладение приобрел Полтавский земельный банк.

Покупатель, правда, ожидал, что вместе с недвижимостью станет владельцем и знаменитого фотоателье. Но оказалось, что Мезер предусмотрительно оформил землю и здания на свою жену, в то время как ателье было записано на него, поэтому оно не входило в перечень продаваемого на торгах имущества. Франц Казимирович перевел ателье в другое помещение, тоже на Крещатике. Там оно и просуществовало до 1918 года.

Последний из могикан

Несмотря на злоключения с недвижимостью, Франц де Мезер оставался самым модным в Киеве фотографом. Вся аристократическая верхушка города стремилась сделать у него собственный портрет. На этих заказах маэстро разбогател, зарабатывая до 40 тыс. рублей в год. И стал самым состоятельным киевским фотохудожником.

В 1895 году Франц Казимирович отметил 30-летие своей фирмы. Городская пресса назвала мастера последним из могикан — единственным из всех киевских пионеров фотографии, продолжающим работать.

Мезер неоднократно участвовал в международных выставках. Его работы завоевали шесть золотых медалей, четыре серебряные, а также множество почетных дипломов. Он имел официальный статус фотографа Университета Св. Владимира в Киеве. За альбом с видами Киева император Александр II пожаловал мастеру золотые часы с цепочкой. Его супруга императрица Мария Федоровна — памятный перстень. А племянница Александра II, ставшая женой короля Греции Георга, удостоила Франца де Мезера звания «фотограф двора Ее Величества королевы эллинов».

В 1915 году, когда Киев стал прифронтовым городом (шла Первая мировая), маэстро отпраздновал полувековой юбилей своего предприятия. По сути, подвел итог всей жизни и работы. К мирным временам уже возврата не было. Через три года в Киев пришли большевики, объявившие фотоаппараты и аксессуары к ним предметами роскоши, которые подлежат конфискации. К 88-летнему фотохудожнику явились чекисты, изъяли аппаратуру и большинство бесценных негативов. После этого Франц де Мезер закрыл свою знаменитую контору. В 1922 году он скончался от инфаркта.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*