Как проанализировать перспективу своего стартапа за 15 мин

Как проанализировать перспективу своего стартапа

Имеете идею, проект, но сомневаетесь, что он заинтересует инвесторов? Венчурный капиталист Томаш Тунгуз еще в 2013 году предложил эффективный способ быстрой оценки перспективности стартапов. На времени узнать, как составить непредвзятую оценку своего «детища» всего за 15 минут.

Главное, что стоит знать про этот подход

Томаш применил в своей оценке програматичний подход. Фактически он создал схему, по которой в конце 15-минутной встречи с представителем стартапа венчурный инвестор, получая короткие ответы на свои вопросы, может сформулировать полную картину и представление о том, стоит ли вкладывать свои деньги в такой стартап. Создается полный вариант оценки стартапа на трех листах бумаги — шаблон бизнес-модели в виде таблицы, матрица 5 сил по Портеру и цепной анализ стоимости проекта. Последние 2 таблицы можно совместить в одной.

Каждый из фреймворков оценивает отдельную составляющую бизнеса:

— Шаблон бизнес-модели (The Business Model Canvas, BMC) объясняет, как работает бизнес в стартапе.
— Цепной анализ ценности (Value Chain Analysis) описывает, на каком звене экосистемы находится стартап и как он в эту экосистему встраивается.
— Матрица 5 сил по Портеру (Porter’s Five Forces) дает представление об уровне конкуренции, который ждет на этот стартап.

Такой подход стартап-предприниматели могут самостоятельно применять до собственного продукта или идеи, чтобы оценить перспективу развития стартапа и вероятность привлечения венчурных средств по тем параметрам, которые уже есть у проекта.

Шаблон для оценки бизнес-модели — как это работает

Начинается анализ с заполнения таблицы, предложенной Александером Остервальдером (Alexander Osterwalder) в книге Business Model Generation:

Бизнес-матрица

В таблицу следует вписать ключевых партнеров, основные направления деятельности, предлагаемую ценность, взаимоотношения с клиентами, сегменты клиентов, ключевые ресурсы, каналы дистрибуции, стоимость затрат и потоки выручки. Заполняя такую таблицу, предприниматель получает полный срез по вероятной доходности и деловой рыночной перспективы своего проекта.

Как оценить влияние внешних факторов и ситуацию на рынке?

Для этого применяется матрица конкурентных сил Портера и цепной анализ ценности. Если совместить их на одном листе, образуется форма, похожая на ту, что вы увидите ниже. В качестве примера таблицу заполнено показателями предприятия, поставляет инфраструктурные решения для создания подключенных сетей бытового и промышленного назначения.

Категории, расположенные горизонтально, определяют цепь ценностей, а вертикально — 5 сил по Портеру. Заполнение такой таблицы дает представление о мотивации участников, цепь ценности продукта, товара или услуги — а также о самых мощных участников рынка по уровню влияния и контролем денежных потоков. В целом это позволяет воссоздать картину рынка и понять, стоит ли включаться с новым проектом в борьбу за этот рынок или рыночную нишу.

На какие показатели и составляющие стоит обратить внимание при анализе стартапа

Пользуясь этими таблицами, следует обратить на сравнительные издержки и возможные преграды для конкурентов в сравнении с существующими участниками рынка. BMC дает представление о выходе на рынок и то, каким образом это будет происходить. Поэтому здесь ключевым показателем является предложение ценности. Также обратите внимание на сегментацию вероятных потребителей и структуры расходов. Эти индикаторы дают представление о том, какие объемы инвестиций нужны и насколько быстро «згорятиме» капитал.

Структуризация исходных данных о стартап за этими двумя таблицами даже без четкой модели выручки дает относительно полную картину и для инвестора, и для самого предпринимателя относительно жизнеспособности стартапа или идеи и целесообразности капиталовложений в такой стартап.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*