Какое финансирование необходимо науке

Какое финансирование необходимо науке

 

Хотя Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» вступил в силу, обсуждения отраслевых проблем не прекратилось. Среди самых болезненных — финансовые.

Согласно Лиссабонской стратегии ЕС, финансирование научной сферы рассматривают как инвестиции в будущее, что позволит Европе важные конкурентные преимущества. Поэтому общее финансирование науки в странах ЕС планируется довести до уровня 3% ВВП. Зато в независимой Украине финансирование науки до сих пор де-факто рассматривали как непроизводительные бюджетные расходы, поэтому по уровню этого финансирования Украина занимает низкое место среди великих держав континента.

Это имело следствием в том числе и сокращение числа исследователей — от более 300 тыс в 1991 году до менее чем 100 тыс сейчас. По такому важному показателю, как количество ученых на 1 тыс населения, Украина сейчас уступает не только Германии и Франции, но и Польши и Румынии, которые ранее не входили в число государств — научных лидеров. Особенно драматично сократилось количество исследователей в естественных и технических науках, прежде всего определяют научно-технический прогресс.

Финансирования научной сферы по общему фонду госбюджета в прошлом году составил примерно 5 млрд гривен (из них НАН Украины — 2,3 миллиарда, 5 отраслевых академий наук — 1,8 миллиарда, университеты МОН — 0,4 миллиарда). В абсолютных цифрах это составляет менее 200 млн евро — показатель только одного хорошего, но не лучшего европейского университета. В относительных — почти 0,2% ВВП. Примерно такую сумму украинские ученые зарабатывают самостоятельно — за счет международных грантов, отечественных и зарубежных заказчиков.

Читателю на заметку: Основной целью инвестирования является получение выгоды от вложенных средств. Перед тем, как получить прибыль от проекта, необходимо вернуть инвестированные средства. Срок их возврата называют сроком окупаемости проекта. Проект tv-bis.ru поможет провести расчет срока окупаемости инвестиционного проекта, которые помогают владельцам капитала сделать правильный выбор вложения средств.

Для сравнения: суммарный научный бюджет Литвы составляет более 100 млн евро, Румынии — более 1 млрд евро, Польше — более 5 млрд евро, Великобритании — почти 40 млрд фунтов, Германии — более 80 млрд евро, России — более 20 млрд долларов США — более 350 млрд долларов.

Или эффективное использование средств?

В последнее время активно обсуждают вопрос: а эффективно используют украинские ученые те средства, которые им предоставляет государство? На это можно ответить так: эффективность фундаментальных исследований можно оценить по количеству публикаций в реферируемых журналах, входящих в международные наукометрические базы, прикладных — по уровню инноваций, количеству созданных новых технологий.

По данным авторитетной международной базы Web of Science, украинские исследователи печатают ежегодно более 6000 статей. Это не слишком много (на уровне Венгрии или Словакии), но и финансирование науки у нас низкое. Если вычислить КПД публикационной активности ученых как соотношение количества опубликованных в реферируемых журналах статей и объема финансирования, то этот показатель для Украины примерно в 10 раз выше, чем в США и ведущих странах Европы. Поэтому, несмотря на скудное финансирование, Украинцы еще способны получать фундаментальные результаты мирового уровня.

А какова ситуация с прикладными исследованиями? Как известно, уровень инновационности украинской экономики крайне низок. Однако чаще всего вина за это лежит не на ученых, а на бизнесе, который в Украине до сих пор не было стимулов инвестировать в новые технологии — значительно легче заработать через другие схемы и на государстве, до сих пор не создала действенной национальной инновационной системы.

В то же время можно назвать много примеров технологических разработок украинских ученых, которые имеют стратегическое значение и дают большой экономический эффект. Так, специалисты НТУУ «КПИ» сумели в течение года создать эффективные отечественные беспилотники и обеспечить выпуск первой серии, поступающей на вооружение ВСУ, разработали уникальный отечественный «наноспутник», который уже 18 месяцев находится на орбите и передает данные. В Харьковском ФТИ НАН осуществляют уникальную работу по продлению ресурса атомных реакторов украинских АЭС, экономический эффект от которой сравним с бюджетным финансированием НАН (иначе реакторы пришлось бы останавливать). Специалисты НАМН разработали уникальные технологии лечения раненых бойцов АТО, результаты применения которых превосходят лучшие мировые стандарты. Этот перечень можно продолжать.

Закон создает лучшие возможности

Поэтому в рамках скудного финансирования украинская наука демонстрирует достаточно высокую эффективность, а возможности повышения этой эффективности заложено в новом Законе «О научной и научно-технической деятельности», разработанном правительством. Важно, что принятый закон — следствие широкого консенсуса всех главных участников научно-технического процесса в Украине. Он создает принципиально лучшие возможности для развития научно-технической сферы страны, способствовать ее перестройке на основе общепризнанных европейских критериев. Он будет способствовать успешной интеграции Украины в Европейское исследовательское пространство. А это поможет появлению новых прорывных технологий для экономики, укреплению национальной безопасности и обороны.

Этот закон имеет европейский и реформаторский характер. В то же время в нем говорится о том, что реформирование должно осуществлять сама научное сообщество. Закон создает рычаги для того, чтобы предоставить динамизма главной научном учреждении страны — НАНУ. Так, впервые для решения общеакадемических дел предоставлено право голоса кандидатам и докторам наук, работающих в учреждениях НАН. Установлено ограничение пребывания на всех руководящих должностях. Так, в течение 3-5 лет НАНУ должен превратиться в структуру, подобную немецкого Общества Макса Планка или французского Национального центра научных исследований. В то же время закон защищает научную структуру от разрушения, возможного при грубого внешнего управления.

Закон сохраняет за НАН и национальными отраслевыми академиями статус самоуправляющихся организаций и главных распорядителей бюджетных средств. Сохранение отдельных отраслевых академий обусловлено тем, что НАН — место сосредоточения важнейших фундаментальных научных исследований, а специфика отраслевых академий — прикладные исследования высокого уровня для обеспечения интересов отдельных важных для государства отраслей (медицина, сельское хозяйство, образование и т.д.).

Чтобы формализмом и не пахло

Но при этом впервые предусмотрено, что Национальный совет по вопросам развития науки и технологий, председателем которого станет премьер-министр, его заместителями — министр образования и науки и председатель Научного комитета, объединять неформальных лидеров научного сообщества, заслушает отчеты Национальной и отраслевых академий наук и принимать по ним решения (сейчас такие отчеты перед Кабмином имеют формальный характер). И сама рада вносить предложения по объемам финансирования науки, которые будет ставить в прямую зависимость от результатов деятельности учреждений и государственных приоритетов.

Закон предусматривает как рост роли грантов, так и сохранения уровня базового финансирования науки. Авторы пользовались мировой практикой: в одной развитой научной государстве грантовое финансирование не представляет и 50% общего финансирования науки. Впервые предусмотрено, что и базовое финансирование каждого конкретного научного учреждения ставится в зависимость от результатов ее аттестации.

Большинство норм закона не потребует дополнительных средств и направлены на внедрение новых европейских правил игры и устранения многочисленных нестыковок действующего законодательства, неоправданно усложняют жизнь и конкретном ученому, и научным учреждениям, поэтому препятствуют получению прорывных научных результатов. Важно, что закон впервые устраняет унаследованную от советских времен дискриминации университетской науки, приравнивая в части научной деятельности университета и научно-педагогических работников в научных учреждений и научных работников.

Новый закон — один из важных достижений действующей власти. Ведь вопрос реформы научной отрасли было на повестке дня еще 20 лет назад. Но все усилия были безрезультатными. И только сейчас удалось выработать приемлемую для всех модель реформы, основанную на лучших европейских моделях.

Она должна привести к существенному динамизации научной сферы, к возвращению науки в число общественных приоритетов. Используя инструменты Комитета Европейского исследовательского пространства (ERAC), Министерство образования и науки начинает процедуру независимого внешнего аудита украинской научно-инновационной системы силами ведущих европейских экспертов. Его результаты, которые должны объявить через полгода, лягут в основу дальнейших реформаторских шагов, призванных повысить эффективность украинской науки.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*