Коуч: Ваш помощник на пути к мечте

couchНовомодное слово «коуч», пришедшее к нам с Запада, в переводе означает «тренировка» или «репетиторство». Развился коучинг на базе НЛП – нейролингвистического программирования. Как и НЛП, коучинг, по сути, представляет собой набор техник поведения, позволяющих достичь желаемого результата. Поэтому коучинг называют часто «достигаторством» или технологией достижения целей.

В современном обществе, нацеленном на результат, на достижение определённых карьерных успехов и материального благополучия, человеку приходится нелегко. Кто-то умеет добиваться желаемого, договариваться, уговаривать и вести за собой людей. Но есть и те, кому общение с людьми в принципе даётся нелегко, а уж добиться от окружающих признания и уважения многим из нас представляется невыполнимой задачей.

 

Основа коучинга

В основу коучинга легли исследования американских учёных и студентов – психологов. Были выбраны несколько очень успешных и реализованных профессионально людей, после чего был проведен анализ их поведения в обществе, на деловых переговорах и т.д. Сопоставив результаты анализа поведенческих стратегий этих людей, исследователи заметили некоторые повторяющиеся закономерности. Так были обнаружены типичные стратегии поведения, которые позволяют любому человеку, применяющему их, добиться определённых успехов и достичь определённых целей. Эти впечатляющие результаты и были положены в основу коучинга.

Работа коуча – тренера, который учит своего клиента способам и методам достижения поставленных целей, состоит не только в том, чтобы помочь достичь этих целей. Задача коуча в том, чтобы помочь человеку определиться: каковы его истинные потребности, действительно ли он хочет добиться именно таких результатов, и не будут ли эти результаты разрушительными для жизни клиента. Другими словами, коуч заботится об экологичности своего вмешательства в жизнь и в деятельность клиента.

Поэтому можно без преувеличения сказать, что коуч – персональный тренер – это и психолог, и советчик, и тренер в одном лице.

 

Так кто такой коуч?

Однако не следует думать, что коуч – это дед Мороз, Добрый Волшебник и Золотая рыбка в одном лице. Прежде, чем начать работать с клиентом, специалисту необходимо определить насколько реально оценивает человек себя и свои возможности, есть ли у него достаточный потенциал, чтобы получить желаемое. Представьте себе такую картину: к коучу приходит женщина в возрасте около тридцати лет, страдающая избыточным весом и никогда не занимавшаяся спортом, и просит, чтобы ей помогли стать… профессиональной балериной!

В данном случае работа коуча заключается, во-первых, в решении вопроса: здорова ли эта женщина? Не нуждается ли она в помощи психиатра или психотерапевта? Вполне вероятно, что после беседы с коучем женщина несколько изменит свою изначальную заявку. Она решит пойти, например, в школу танца: танго, вальс и т.д., где у неё будет реальный шанс если не стать профессиональной танцовщицей, то, по крайней мере, освоить искусство танца на высоком уровне, а заодно и улучшить свою внешность.

Итак, одна из важнейших задач коуча – помочь человеку адекватно и точно сформулировать такую задачу, которую этот человек реально сможет решить. (Не всех берут в космонавты…).

Осознаёт ли потенциальный клиент последствия тех изменений, которые должны произойти в его жизни, и готов ли он к этим последствиям. Представьте себе такую ситуацию. Молодой и перспективный служащий компании стремится сделать карьеру, добивается повышения своей позиции в коллективе. Любящая супруга поддерживает молодого человека в его амбициозных планах. И вот цель достигнута, высота взята.

Однако обнаруживается, что должность, к которой так стремился мужчина, предполагает регулярные и довольно длительные командировки. Некоторое время жена молодого человека терпит его частое отсутствие, затем начинает выражать своё недовольство, и заканчивается всё разводом. Далеко не каждый мужчина готов пожертвовать своим семейным благополучием ради карьеры. Поэтому задача коуча помочь клиенту оценить последствия, которые обязательно возникнут после достижения цели.

Насколько мотивирован возможный клиент, то есть насколько он заинтересован в целях, которые ставит перед собой, и насколько готов делать реальные шаги на пути к желаемому результату. Какой же русский не любит халявы? – все мы мечтаем о Золотой рыбке или сказочном джинне, которые исполнят просто так, просто потому, что так получилось, хотя бы три наших желания! Приходя к коучу, далеко не каждый клиент готов работать над собой, далеко не каждый готов меняться.

Многие клиенты полагают, что если они пришли и заплатили деньги, то всё остальное должно получиться само собой. Однако эти клиенты забывают о том, что коуч не может жить за них, ходить за них на работу или разговаривать с детьми и супругами. В данном случае задача коуча состоит в том, чтобы повысить мотивацию своего подопечного, помочь ему найти те силы и те стимулы, которые помогут человеку более смело и энергично двигаться к поставленной цели.

Работа коуча начинается именно с этих, казалось бы, простых вопросов, и продолжаться она может и год, и два: столько, сколько потребуется клиенту, чтобы достичь той цели, которую он перед собой поставил.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*