Мировые лидеры бизнеса

Что объединяет Билла Гейтса и Михаила Фридмана? Почему Евгений Чичваркин выбирает рестораны Аркадия Новикова, а Юрий Ровенский верит в Дмитрия Скибицкого? Кто нужен Кахе Бендукидзе? За что дают Нобелевские премии и за какими экономическими моделями будущее? Ответы — в нашем опросе, посвященном российским и западным руководителям-лидерам.

Франц Йозеф Маркс, вице-президент и глава промышленной экспертной группы московского офиса The Boston Consulting Group: Я бы назвал д-ра Юргена Хамбрехта, СЕО компании BASF, с которым знаком лично. В моем понимании он обладает всеми характеристиками настоящего лидера. Лидер — человек, который, во-первых, испытывает страсть к тому, чем занимается. Эта страсть заряжает энергией. Во-вторых, он является тренером своей команды, способным собрать и удержать людей, предоставляющим им возможность проявлять себя и развиваться, становиться лидерами. В-третьих, он умеет принимать решения, в том числе и непопулярные, в условиях недостатка информации и неопределенности. В-четвертых, важна способность действовать, быть «капитаном процессов», понимание того, что только продуманные действия приводят к реализации изменений, внимание к деталям. Это портрет настоящего лидера. Кто же не является таковым? Управляющий, который не справился хотя бы с одним кризисом. Человек, который озабочен в первую очередь своим продвижением и собственным реноме, что приводит в итоге к потере лояльности команды. Наконец, это тот, кто много говорит, но ничего не делает!»

Михаил Делягин, руководитель Института проблем глобализации:
Целый ряд известных российских бизнесменов сделали ошибку, начав инвестировать в российское птицеводство в 2000–2004 годах. Мотив прост: из всех животноводческих отраслей птицеводство окупается быстрее всего, требует наименьших инвестиций, наиболее механизировано. При импортозамещении (после девальвации), а затем защиты российского рынка от демпингового импорта тарифными квотами обеспечивался стабильный спрос. Бизнесмены посчитали, что российское государство, начав защищать национальный рынок, будет делать это и в дальнейшем. На деле же в рамках переговоров о присоединении к ВТО был сделан ряд уступок (причем по инициативе российских переговорщиков), контроль за российским рынком перешел к американским экспортерам. Помимо расширения тарифных квот и снижения уровня тарифов, руководство России отказалось от права закупать мясо в третьих странах без разрешения американских экспортеров в случае его недопоставки из США и согласилось с тем, что невыбранную квоту американские экспортеры могут выбирать в следующие ни могут сократить поставки, затем завалить российский рынок дешевым мясом, убив отечественных производителей, а потом делать что угодно)».

Сергей Бобриков, генеральный директор компании «Комус»:
«В середине 90-х Александр Минеев, владелец и президент фирмы «Партия», сумел сделать сеть магазинов бытовой электроники «Партия» лидером рынка. Однако его ставка на престижное местоположение торговых точек и статус сети, на покупку площадей в собственность перестала оправдывать себя в начале нового века. Усилилась конкуренция, появились дискаунтеры, которые арендовали площади, пускали в оборот все средства и предлагали товар по минимальным ценам. Стало ясно: статус марки на этом рынке менее значим, чем низкая стоимость продукта и обширные вложения в рекламу и BTL.

Если бы Минеев изменил стратегию и перепозиционировал «Партию», она вполне могла бы занять нишу «М.Видео» или «Техносилы». Также не исключено, что бренд можно было очень выгодно продать до того, как негативные факты стали известны. Но Минеев решил иначе, в итоге магазины «Партия» закрылись.

Что ж, ему видней. В любом случае, он остается собственником престижных торговых площадей, на которые всегда найдется покупатель».

Ирина Соловьева, глава московского представительства Interbrand Zintzmeyer&Lux AG:
«Среди российских руководителей хотелось бы отметить Бориса Изосимова. Ребрендинг одного из ведущих российских сотовых операторов в существующих условиях — поступок, требующий немалого менеджерского и человеческого мужества. Противоречивые мнения рынка — это только часть айсберга, с которым ему пришлось столкнуться напрямую. Уверена, что было все: скепсис акционеров, тяжелая работа, множество решений, которые приходилось «продавать» и защищать внутри и вовне. Борис Изосимов сделал все, что на его месте должен был сделать профессиональный менеджер: принял правильное стратегическое решение о ребрендинге, собрал профессиональную команду, объединил ее во имя общей цели, нашел профессионального и опытного брендингового партнера. Он убеждал, защищал и работал на результат, брал на себя ответственность и принимал не всегда позитивную реакцию рынка. Это поступок менеджера и личности. Этакий ежедневный героизм».

Сергей Воробьев, управляющий партнер компании Ward Howell:
«Я не могу назвать конкретные имена молодых успешных менеджеров, чья деятельность интересна нашей компании. Это может повредить их текущей работе. На мой взгляд, хорошая подготовка сотрудников проводится в трех российских структурах: в группе «Альфа», группе «Северсталь» и «Ренессанс Капитале». В этих компаниях очень много сильных менеджеров и руководителей, успехи некоторых мы отслеживаем — по просьбе клиентов. Например, Каха Бендукидзе просил «вычислить» для него не очень дорогую, но талантливую молодежь (до 30 лет) в надежде на ее будущий рост. Вообще, грамотная подготовка руководящих кадров свойственна, во-первых, компаниям с горизонтальной структурой, предоставляющим сотрудникам свободу принятия решений. Во-вторых, компаниям, у которых есть свои корпоративные школы. В-третьих, организациям, в которых трудятся сильные руководители-наставники. В-четвертых, компаниям, работающим на рынках с острой конкуренцией. Традиционно лучше всех воспитывают молодежь западные фирмы, особенно те, что связаны с товарами народного потребления. Ведь ТНП — это очень жесткий рынок… В таких компаниях и нужно искать будущих лидеров. Сейчас у нас на заметке уже около 200 талантливых молодых менеджеров, думаю, 75% из них со временем смогут занять высокие посты. Но это ничтожно мало для сегодняшней России, потому что идет массовая передача управления от собственников менеджерам. Нужны тысячи молодых звезд. И я лично занимаюсь этой проблемой, бегаю, днем с огнем отыскиваю новые дарования».

Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации менеджеров:
«Я бы выделил Александру Зезюлину, главного финансового директора ГК «Тройка Диалог». Родившись и проработав долгое время в Америке, Александра приехала в Россию, когда отечественный рынок капитала только зарождался. К этому факту, говорящему о ее потрясающих лидерских качествах, можно добавить то, что «Тройка Диалог» уже много лет удерживает первые места во всевозможных рейтингах и исследованиях как наиболее успешная и динамично развивающаяся компания финансового сектора. Думаю, этих успехов не было бы без усилий финансового директора и ее департамента. Не менее яркая фигура на бизнес-небосклоне — Гульжан Молдажанова, генеральный директор компании «Базовый элемент». Начав свой карьерный путь с должности секретаря, она параллельно с работой окончила Финансовую академию и получила степень МBA. Сотрудники называют ее «алюминиевая леди»… В свою очередь, история Игоря Столярова, 36-летнего генерального менеджера компании Whirlpool в России, поражает названиями фирм, в которых он уже успел поработать: МТС, Gillett, Duracell, Coca-Cola. И, думается, это только начало…»

Юрий Ровенский, генеральный директор «РосБизнесКонсалтинг»:
«Я бы отметил Дмитрия Скибицкого, руководителя пресс-службы Альфа-банка. За последний год банк стал более прозрачным в информационном отношении, теперь журналистам проще с ним работать. Как следствие, улучшилось качество и количество материалов в прессе. Об Альфа-банке пишут с большой охотой и позитивом, что, несомненно, является заслугой в первую очередь руководителя пресс-службы, который умеет мыслить стратегически, выстраивает коммуникативную стратегию банка и поддерживает доверительные и серьезные отношения с журналистами. Я уверен, что у Дмитрия очень хорошие перспективы в финансовом PR».

Павел Хохряков, президент группы «ПромСвязьКапитал»:
«Наиболее прорывными для бизнеса и экономики становятся научные идеи, возникающие на стыке психологии, управления и математики. В 1998 году американская (и мировая) финансовая система была поставлена на грань системного кризиса из-за проблем в фонде LTCM (Long Term Capital Management). Проблемы вызвало в том числе и то, что нобелевские лауреаты в области экономики, создавшие модели управления этим фондом, учитывали только прогнозы «рационального» поведения рынка и не принимали во внимание психологию поведения инвесторов в кризисных ситуациях. Последующие научные исследования показали, что люди часто действуют нерационально и даже против своих экономических интересов. Поэтому применение экономических моделей без учета психологических особенностей инвесторов неэффективно. В дальнейшем нобелевские премии в области экономики присуждались за теории, связывающие психологию, экономику и управление. В 2002 году премия досталась Дэниэлу Канеманну за «интеграцию выводов психологических исследований в экономическую науку, в особенности в отношении суждения людей и принятия решений в условиях неопределенности», в 2005-м — Роберту Оману и Томасу Шеллингу за «развитие понимания конфликта и сотрудничества через анализ теории игр». В своей последней работе профессор Стэнфорда Баба Шив пришел к выводу: люди, у которых повреждены части мозга, отвечающие за эмоции, в действительности делают наилучшие инвестиции — при условии, что остальные умственные способности в порядке…Что касается более «земных» проблем управления — здесь прорывные идеи тоже рождаются на стыке с психологией. Концепции перехода от «героического лидерства» к High Performance Leadership, теория «эмоционального интеллекта» в организационном контексте, а также подходы Level 5 Leadership и «от хорошего к великому» только начинают оказывать влияние на управление в России. И руководители, которые сумеют применить эти идеи, повысят конкурентоспособность своих компаний и выведут их на новый уровень развития».

Евгений Чичваркин, председатель совета директоров компании «Евросеть»:
«Самые прорывные бизнес-решения последних лет связаны с пониманием того, что бренды становятся более «философскими». Теперь недостаточно просто произвести некий предмет с набором необходимых функций и установить приемлемую цену. Важно окружить его особой аурой, создать идеологию. Ничто не конвертируется в деньги лучше, чем ассоциации потребителей. Примеры? Самый затасканный — iPod, детище г-на Джобса, игрушка молодых и продвинутых. Туда же — телефоны Vertu, «материя, данная в ощущениях». И 73-я серия Nokia — просто красотища, другого слова не подберу, да и не нужно. Очень прибыльный продукт для производителя и продавцов, очень радостный — для покупателей.Позитивную ауру вещей виртуозно создает Аркадий Новиков. Возьмите летнюю веранду ресторана «Причал» — еда обычная, обстановка демократичная, никакого эксклюзива и в помине нет. Зато есть правильная философия. И вот сидят расслабленные министры, которые вообще-то по делам приехали, и отдыхают… По-моему, все рестораны Новикова, которые нравятся ему самому, облат волшебством. А вот о «Барвиха luxury village» этого сказать нельзя. Верю, что она принадлежит людям, которые в роскоши понимают больше, чем кто-либо в этой стране. Но пустота здесь царит пугающая, ауру ценности места создать не удалось. Впрочем, «Крокус Сити Молл» тоже сначала пустовал… По-настоящему гениальное «торговое» решение — супермаркеты «Ашан». Их посетители пребывают в каком-то особом состоянии: глаза горят, огромные тележки забиты продуктами, на лицах счастье. И это при том, что цены здесь самые обычные! Владельцам удалось главное — создана атмосфера «покупабельности». Еще один пример в тему — автомобили Jaguar. Ездил на одном из них не так давно. Просто ужас. От легенды не осталось и следа, жуткая дешевая ксерокопия. Да и Mercedes сейчас покупают только самые преданные фанаты, эта марка незаслуженно подешевела. Словом, если размывается философия бренда — теряется его ценность…»

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*