«Монопольный» бизнес Чарльза Дэрроу

«Монопольный» бизнес Чарльза Дэрроу

«Монопольный» бизнес Чарльза Дэрроу

Он придумал одну из самых популярных в мировой истории игру и стал миллионером. По самым скромным подсчетам, в «монополию» сыграли уже более 750 млн. человек, и эта цифра с каждым годом растет.

Сведений о первой половине жизни Чарльза Дэрроу очень мало. Энциклопедии утверждают, что он родился 10 августа 1889 года. Также известно, что 40 лет спустя Чарльз, будучи уже женатым человеком, проживал в городе Джермантауне, штат Пенсильвания. Его работа не имела ничего общего ни с экономикой, ни с играми — он служил обычным продавцом и установщиком отопительного оборудования.

Читателю на заметку: за последние десятилетия «Монополия» пережила настоящую эпидемию клонирования. Именно клоны стали основными ее конкурентами. Но самым серьезным соперником является «Антимонополия», придуманная профессором экономики университета Сан-Франциско Ральфом Анспахом. Ее главное отличие от детища Дэрроу: усилия игроков сосредоточены не на том, чтобы стать монополистами самим, а на том, чтобы разрушить намечающуюся «монополию» соперников. Профессор долгое время тщетно пытался заинтересовать своей игрой производителей настольных игр, а затем основал собственную фирму. С тех пор он продал более миллиона экземпляров. Наследники Дэрроу подали в суд, но Анспах выиграл десятилетнюю тяжбу и продолжает выпуск «Антимонополии».

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПОНЕВОЛЕ

Когда в 1929 году в Соединенных Штатах начался затяжной экономический кризис, вошедший в историю как Великая депрессия, Дэрроу, как и миллионы его соотечественников, остался без работы. Зарабатывал деньги, как мог, — делал ремонт на дому, мыл посуду в ресторане, выгуливал собак. Однако доходов не хватало даже на элементарные потребности.

Полунищенское существование с помощью случайных заработков длилось долгих четыре года. Но когда глава семьи узнал, что вскоре станет отцом второго ребенка, он решил предпринять нечто экстраординарное. Чарльз вспомнил виденную им еще в детстве экономическую «Игру землевладельца» (Landlord`s Game). Ему показалась любопытной идея приспособить давнюю игру к новым условиям.

Из «Игры землевладельца» Дэрроу взял основные элементы — игровую карту и ключевое поле под названием «Банк». Все остальное придумал самостоятельно, усложнив игру. На игровом поле он расположил клетки, обозначающие городские кварталы с недвижимостью, железнодорожные станции, а также зоны «Вперед», «Шанс», «Автостоянка», «Тюрьма», «Общественные фонды». Каждому участнику он «определил» стартовый капитал, с помощью которого тот по ходу игры должен приобретать недвижимость, увеличивать свои активы, платить налоги, взимать аренду, продавать, обменивать, брать кредиты и, в конце концов, вытеснять конкурентов. Чтобы победить, нужно обанкротить соперников и создать собственную монополию.

Первыми тестерами игры были безработные друзья самого изобретателя и его беременная жена. Они дали Чарльзу ряд дельных советов. Несколько переработав свое детище и назвав его «Монополия», Дэрроу вдвоем с женой изготовил несколько экземпляров новой игры и предложил их на реализацию сети универсальных магазинов Филадельфии. Результаты оказались неплохими. Изобретатель, вдохновленный успехом, вручную произвел несколько десятков комплектов «Монополии». Они тоже были довольно быстро раскуплены.

ТОТ САМЫЙ ДЭРРОУ

Когда счет проданных коробок «Монополии» пошел на сотни, Дэрроу предложил компании Parker Brothers, тогдашнему лидеру на рынке игрушек, купить его изобретение. Но как ни странно, получил письмо с категорическим отказом. Руководство компании обосновало свою позицию тремя причинами.

Первая. Стратегия фирмы заключается в выпуске игр, рассчитанных максимум на 45 минут, в то время как в «Монополию» можно играть часами. Вторая причина. Американские потребители предпочитают игры, нацеленные на достижение понятного и при этом позитивного результата, — например, заработать миллион. Покупателям не понравится игра, в которой не очевидно, кто в данный момент выигрывает, а кто — проигрывает. К тому же стремление создать монополию не относится к числу благородных целей. Ну а третья причина заключалась в том, что предложенная Дэрроу игра слишком сложна для массового потребителя — хотя бы потому, что далеко не все разбираются в тонкостях торговли и аренды недвижимостью. Кроме того, приглашенные компанией эксперты отыскали в построении игры 52 логические ошибки. По мнению тех же специалистов, «Монополия» действительно слишком сложна для массового пользователя.

Но Дэрроу такой поворот дела не смутил, ведь он знал, что его детище неплохо продается. И решил действовать самостоятельно. С помощью друга, работавшего в типографии, он наладил серийный выпуск картонок с игрой и предложил их сети филадельфийских супермаркетов Wanamaker по $4 за штуку. И вскоре в течение нескольких дней было продано пять тысяч коробок «Монополии»! Супермаркеты затребовали у Дэрроу новые и новые поставки. И даже известный в Нью-Йорке игрушечный магазин Шварца заказал 200 экземпляров.

И вот тут случилось настоящее чудо. Одна из посетительниц магазина Шварца купила дочери «Монополию» и с восторгом рассказала о потрясающей новой игре своей подруге Салли Бартон. А мужем последней был не кто иной, как Роберт Бартон, — президент компании Parker Brothers. Узнав от жены о появлении некой игры, конкурирующей с его продукцией, он помчался в магазин Шварца и приобрел ее. До поздней ночи его семья играла в «Монополию», не в силах оторваться.

Наутро Бартон велел своим сотрудникам разыскать того самого Дэрроу, которому он так неосторожно отказал. Спустя несколько дней Чарльз обнаружил в почтовом ящике письмо из Parker Brothers. Тон этого послания разительно отличался от прежнего: мол, специалисты компании еще раз изучили заявку на игру «Монополия» и нашли в этом проекте немалый коммерческий потенциал. В связи с этим руководство фирмы приглашает «уважаемого мистера Чарльза Дэрроу» в нью-йоркский офис Parker Brothers для заключения контракта о продаже авторского права. Понятно, речь шла о самых выгодных для изобретателя условиях.

МИЛЛИОНЕР ИСЧЕЗАЕТ

В январе 1935-го соответствующий договор между Чарльзом Дэрроу и Parker Brothers был подписан. А уже 6 февраля на прилавках американских магазинов появились тысячи черно-бело-красных коробок с изображением усатого толстяка в цилиндре (символ «Монополии»). Продажи превысили все ожидания: американцы массово становились «монополистами». Уже в 1935 году «Монополия» стала самой продаваемой игрой в Америке.

Однако вскоре изобретателю и компании Parker Brothers пришлось изрядно поволноваться. В суды посыпались иски с оспариванием авторских прав на «Монополию». В частности, претензии заявила Элизабет Мэджи-Филипс, три десятилетия тому назад запатентовавшая экономическую настольную «Игру землевладельца». Пожаловался в суд и сотрудник компании Electronic Laboratories Inc. Дэниэл Лэйман, еще в 1932-м взявший патент на настольную экономическую игру «Финансы» с похожими правилами игры.

Суд, рассматривавший эти дела, не обнаружил в «Монополии» плагиата и был склонен отказать истцам. «Игра землевладельца» при ближайшем рассмотрении оказалась довольно скучной и назидательной — в свое время она была призвана продемонстрировать «ужасы налогового законодательства в сфере недвижимости». По той же причине и «Финансы» не годились в «отцы» детища Дэрроу. Да и сам судья оказался большим любителем поиграть после работы в «Монополию».

Тем не менее Parker Brothers, чтобы исключить малейшую вероятность потери колоссальных сверхприбылей, поступила просто: скупила на корню ненужные ей права на «Игру землевладельца» и «Финансы». Сам же Чарльз довольно скоро стал миллионером — кстати, первым в истории человеком, сделавшим миллион на настольных играх.

О доходности игры можно судить хотя бы по следующим данным. Первые сотни тысяч экземпляров публика смела с прилавков в первый же год продаж (ежемесячный выпуск «Монополии» составлял более 20 тысяч коробок), что было абсолютной фантастикой для находившейся в затяжном кризисе американской экономики.

Уже в 1936 году «Монополия» шагнула не только за пределы Соединенных Штатов, но и за пределы континента — в Великобритании вышла в свет первая национальная версия, учитывающая местные особенности (в частности, названия улиц и валюту). А после Второй мировой войны играть в рыночную экономику начали даже в социалистических странах. В Москве во время американской выставки 1959 года прямо со стендов экспозиции загадочным образом исчезли шесть презентованных экземпляров «Монополии». А вскоре советские студенты стали играть, кроме КВН и преферанса, еще и «в капитализм». Правда, в магазинах идейно порочная игра не продавалась, поэтому желающие довольствовались самопальными версиями — собственного изготовления либо продукцией подпольных производителей.

На сегодняшний день «Монополия» обрела транснациональный статус: она переведена на 27 языков, а лицензии на продажу закуплены 81 страной мира. Учитывая всевозможные капризы покупателей, производители изобрели множество неожиданных адаптаций этой увлекательной игры. Например, в продаже появилась «Монополия» из чистого шоколада (стоимость $600) и из чистого золота ($100 тысяч). Выпущена «Монополия» для фанатов дайвинга — специальное металлическое поле помещено в водонепроницаемый футляр, так что без проблем можно играть под водой. Разработана специальная версия для слепых. В мире проводятся коммерческие соревнования (в том числе с 1973 года — мировые чемпионаты) по игре «Монополия» с существенными призовыми фондами. В США в 1975 году игрушечных денег для «Монополии» было напечатано в два раза больше, чем настоящих долларов. На сегодняшний день продано более 200 миллионов экземпляров игры. Ежегодно в карман корпорации Hasbro, купившей в 1991 году компанию Parker Brothers, сыплется немалая прибыль.

На фоне невероятных успехов «Монополии» довольно странным выглядит следующий факт: о дальнейшей судьбе ее изобретателя практически ничего не известно. Чем он занимался, сказочно разбогатев? Кем стали его дети? Известно лишь одно: автор самой раскупаемой во всем мире игры (после шахмат и го) прожил 78 лет, скончавшись 29 августа 1967 года.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*