Николай МИХАЙЛОВ: «Мы все обязаны пивоварам»

Николай МИХАЙЛОВ

В это трудно поверить, но в начале ХХ века Германия, Бельгия и Британия признаны в мире пивовары — покупали хмель на Волыни…, потому что по качеству он не уступал лучшим зарубежным образцам, а по аромату — даже превышал их. Поэтому уже в 1907 году в Великобритании было вывезено 9 пудов хмеля, а в 1912-м — 492. Украинцы выращивали высокие (на то время) урожаи этой культуры — 10-12 центнеров с гектара, при стоимости производства одного центнера 18-25 рублей. Немецким же, австрийским, французским и английским производителям хмель обходился в 1,5—2 раза дороже. Сбыт хмеля считался довольно прибыльным делом (его цена в десятки раз превышала цену зерна), и в 1913 году площади под эту культуру в Украине составили уже 6 тысяч гектаров. К сожалению, в конце 80-х годов прошлого века Украина была уже пятым в мире (после США, Германии, Китая и Чехословакии) производителем хмеля.

Сейчас пивоварение продолжает быть очень прибыльным бизнесом. Для тех, кто хочет зарабатывать на пристрастии людей к этому замечательному напитку, не обязательно заниматься выращиванием хмеля, или быть производителем, вполне достаточно просто иметь свой пивной магазин: франшиза разливного пива — это как раз тот вариант, когда, вложив относительно небольшие финансовые средства становишься человеком, делающим бизнес на пиве.

Наш собеседник — Николай Михайлов, ученый агроном, кандидат технических наук (по специальности «Технология продуктов брожения», директор совместного украинско-немецкого предприятия, ООО «Хопштайнер Украина»

— Николай Георгиевич, жить воспоминаниями хорошо, но как развивается хмелеводство сейчас?

— Хмель — это культура, которую выращивают под заказ потребителя — конкретного пивзавода. Не зря же девизом хмелеводов есть выражение «Обязан пивовару». Но если раньше украинский хмель выращивали не только для собственных, но и для нужд других республик, то после развала СССР украинское правительство (в 1993 году) ввел лицензирование экспорта хмеля за пределы государства. За то пивоваренные предприятия СНГ не могли вовремя закупить у Украины, и это место заняли немецкие и американские поставщики хмеля. Рынок сбыта потеряли сразу же на 80%.

— За то у хмелеводов возникли проблемы с реализацией продукции?

— Проблем с реализацией качественной украинской хмелепродукции, которая соответствует всем украинским и международным стандартам, не существует вообще. Но есть так называемые два условия: необходимое (высокое качество продукта) и достаточное (цена на него), при соблюдении которых хмель реализуется прекрасно. До 70% хмеля, который выращивают в мире, продают по предварительным долгосрочным контрактам. То есть, чтобы планировать выращивания хмеля, надо иметь договоренность с конечным потребителем. Наше предприятие в основном работает под контракт с ПАО «Оболонь». Однако есть еще довольно большое количество хмеля для реализации на свободном рынке. К сожалению, остальные крупных украинских пивоваренных компаний (кроме упомянутой «Оболони») — Анхойзер Буш Інбеф, Карсберг Украина, Первая Частная Пивоварня — принадлежат иностранным владельцам, которые в силу разных причин не спешат покупать украинский хмель.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*