О взаимовлиянии сознания потребителей и экономики

О взаимовлиянии сознания потребителей и экономики

Ежегодно в марте мы отмечали Всемирный День Прав Потребителя. Одним из главных поводов его празднования является напоминание людям, что они должны осознавать: у людей есть не только права, но также обязанности. Надо знать, что клиент не всегда должен проиграть в случае спора с продавцом, но он должен  осознавать свои права.

На наши вопросы отвечает эксперт в области защиты прав потребителей Катерина Ракицкая.

— Являются ли наши соотечественники сознательными потребителями?

— К сожалению, с потребительским сознанием у нас дело обстоит не лучшим образом. Каждый из нас исполняет в жизни много ролей, а роль потребителя играет каждый день: когда покупаем хлеб или обувь, заказываем услугу парикмахера или платим за электроэнергию. Но к этой роли мы, почему-то, не любим готовиться и мало кто заранее знает права потребителя или ищет такую информацию загодя. Так же обстоит дело во всем мире. В странах с более развитой рыночной экономикой предприниматели поняли, что благодаря лучшему отношению к потребителю выигрывают. Если клиентов лучше обслуживают не только перед, но и после заключения сделки – например, положительно реализуют провозглашенные рекламации – то к этим предпринимателям, продавцам или поставщикам услуг клиенты приходят более охотно и возвращаются. А мы – все еще на этапе создания такого рынка, поэтому важным является защита слабых субъектов рынка, то есть потребителей. Надо людям осознать, что они имеют определенные права и должны ими пользоваться, а рынок будет изменяться в соответствии с их интересами.

— Важно, чтобы каждый потребитель, который осознал свои права, распространяет эти знания.

— Существует множество вопросов, которые, например, пожилые люди должны осознать, будучи клиентом банка. Пожилые люди хуже, чем другие возрастные группы, могут справиться с онлайн банкингом, с использованием платежных карточек, с банкоматами. Известный пример записи ПИН-кода на платежной карте и т.д. …

— Стоит упомянуть и о кредитах.

— У нас в стране мы имеем такую проблему – не знаю, в других странах, у нас она имеет такой большой масштаб. Пожилые люди часто нуждаются в приобретении различных товаров, бытовой техники, преимущественно оно очень дорогое: посуда, пылесосы, лечебная постель, обогреватели воздуха и т.д. Денег для приобретения такой продукции у пожилых людей может не оказаться. Пожилым людям часто приходится подписывать договор о получения потребительского кредита: http://belgazprombank.by/personal_banking/krediti/kredit_na_potrebitel_skie_nuzhdi/, а знаний своих прав и обязанностей как потребителя у них зачастую может быть недостаточно. Поэтому важно заниматься просветительской деятельностью, чтобы все категории граждан он молодежи до пожилых людей были подготовлены к различным ситуациям, который возникают у них, когда они находятся в роли потребителей.

— Когда сознание наших потребителей будет соответствовать сознанию представителей на Западе, в странах Европейского Союза?

— Мы делаем все, чтобы это произошло здесь и сейчас, как можно быстрее. Но это – как с каждой отраслью знания. Во-первых – вырастают новые поколения потребителей и надо им от юного возраста прививать знания о потребительских правах и обязанностях. Во-вторых – правила меняются, становятся неактуальными. К сожалению, у нас нет постоянного обучения. Есть проблема с вводом этой темы в школах. Отдельная тема – это необходимость подготовки предпринимателей. Это не так, что продавцы от природы нечестные, плохие и хотят причинить нам вред. Большинство не знает о своих обязанностях в отношении потребителей. Думаю, стоит узнать об этих делах в школе, пока мы не стали ни продавцом, ни другим специалистом: молодежь еще не выбрала своего жизненного пути. Это принесет результаты в будущем, в профессиональной жизни.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*