Предприниматель-новатор Джон Юз экcпортировал из Южного Уэльса в Украину знания и опыт английских инженеров и мастеров

Джон Юз

Британец Джон Юз построил первую в Украине доменную печь и первым в украинской металлургии использовал кокс. Стартовый капитал в британской валюте — эквивалент 3 млн царских рублей — он нашел всего за месяц. Предприниматель доказал, что бизнес может быть успешным в любой стране и в любом регионе, если его вести грамотно.
Начало

Джон Юз родился в 1814 году в городе Мертир-Тидвил, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса. Его отец был инженером, стоявшим во главе чугунолитейного завода Сайфарта. Мальчик получил домашнее образование.

Свой первый бизнес он начал на родине, основав собственное механическое производство в Ньюпорте. Конкурентное преимущество предприятию обеспечило изобретение самого Юза — он первым в Англии устроил подъемную машину прямого действия. Там же, в Ньюпорте, предприниматель женился на Элизабет Левис. У супругов родилось восьмеро детей, из которых выжили пятеро.

Увы, жесткая конкуренция разорила Юза. Так что очень вовремя подоспело предложение переехать в Лондон и стать главным инженером Мильвольского железопрокатного завода. Успехи Джона на этой должности оказались столь значительны, что уже через несколько лет, в 1860 году, он был назначен директором завода.

При этом Юз не оставил свою изобретательскую деятельность. И вскоре мировой рынок завоевали юзовские лафеты для дальнобойных тяжелых артиллерийских орудий. А сам изобретатель занялся разработкой рецептов бронированной стали для защиты судов и береговых батарей.

Броня крепка

В 1860-е годы правительство Российской империи, недавно пережившей тяжелое поражение в Крымской войне, искало в Западной Европе подрядчиков для бронирования своих кораблей. В связи с этим Адмиралтейство попросило ряд предприятий Франции и Великобритании представить бронированные листы для тестового обстрела. Самой крепкой оказалась броня, выпущенная Мильвольским заводом. С этим предприятием и был заключен контракт от имени правительства Российской империи.

Юз отправился в город Кронштадт, главную базу Балтийского флота, где его броней укрепляли форт «Константин». Там британский металлург случайно узнал о планах российского правительства построить на юге страны завод по производству рельсов. И очень заинтересовался этим проектом. Однако прежде чем предпринимать какие-либо шаги, решил увидеть все собственными глазами. Так Джон Юз оказался на берегу реки Кальмиус (ныне территория Донецкой области).

Увиденное впечатлило британца. Для эффективной работы завода здесь имелось все необходимое: в верховьях Кальмиуса — уголь, невдалеке, в районе Каракуба (современный город Комсомольск Старобешевского района) — железная руда, близ села Еленовки (Волновахский район) — известняк и совсем рядом — речная вода. Проблема заключалась лишь в одном: правительство уже предоставило концессию на постройку рельсового завода другому инженеру — князю Сергею Кочубею.

Юз выкупил у него право на концессию за 24 тыс. фунтов стерлингов. А затем заключил с Комитетом министров России договор об учреждении двух акционерных обществ — «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства» (с уставным капиталом 300 тыс. фунтов — эквивалент 3 млн рублей) и «Общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии».

Уставный капитал должен был обеспечить Юз. Он отправился в Лондон, где всего за месяц (!) собрал нужную сумму. Британские акционеры «Новороссийского общества…» на своем собрании назначили Джона директором-распорядителем будущего завода, после чего 55-летний предприниматель отбыл в Украину.

Первый кокс

Летом 1869 года Юз поселился на берегу Кальмиуса. Рядом с площадкой, отведенной под сооружение завода, строители возводили землянки и деревянные бараки — для рабочих, а также коттеджи — для английских инженеров и мастеров. Так возник поселок, названный по имени директора-распорядителя Юзовкой.

Следующим летом из Южного Уэльса в Украину было отправлено необходимое оборудование и инструменты. Восемь груженых кораблей, пройдя Средиземное, Черное и Азовское моря, прибыли в порт Таганрога, откуда груз волами тащили по степи в район Юзовки. Тогда же в Украину прибыли около сотни британских металлургов и горняков.

Семья предпринимателя — жена Элизабет, дочь и четверо сыновей — поселилась в Юзовке в большом каменном особняке. Джону Юзу и его команде удалось построить первую на юге империи доменную печь. Она была запущена 24 января 1872-го.

В том же году началось движение по железнодорожной линии Константиновка — Ясиноватая — Юзовка — Еленовка, доведенной в дальнейшем до Мариуполя. Она соединила завод и рудники с уже действующей железнодорожной магистралью, что способствовало увеличению добычи угля. В сентябре 1873-го юзовский завод стал работать по законченному циклу и вскоре вышел на первое место в империи по выпуску металла. Но главная новация британца заключалась в том, что впервые в металлургии Украины и всей Российской империи он использовал минеральное топливо — кокс.

Госзаказы

Юз всячески стремился сделать свое предприятие конкурентоспособным. Поэтому не только совершенствовал технологию производства, но и развивал социальную сферу. Еще в 1870 году, когда Юзовка только строилась, «Новороссийское общество…» за свои средства открыло здесь больницу, две школы — русскую и английскую, благоустроенные бани, чайные, организовало пожарную команду, полицию.

Продовольствие в магазины Юзовки поставлялось из заводских подсобных хозяйств и ферм, а качество товаров контролировал врач. Даже пиво и то производилось на собственном пивоваренном заводе. Для рабочих была открыта бесплатная больница на 100 коек, располагавшаяся в четырех корпусах. Кроме того, каждый работник предприятия мог получить начальное образование — плата за обучение составляла 5 рублей в год, а дети вдов и сироты от нее освобождались.

В Юзовке был разбит общественный парк с искусственным прудом, в котором жители поселка могли удить рыбу, кататься на лодках или купаться в специально организованных купальнях. Летом в парке играл заводской любительский оркестр, в поселке имелся книжный склад, библиотека.

Деньги на «социалку» Юз изыскивал из разных источников. Основной — госзаказы, за счет которых и процветало предприятие. Но были и другие пути. Например, директор завода выпускал облигационные займы под залог недвижимости и размещал их на денежном рынке в Англии. А если требовалось, то брал ссуды у государства.

Но главное, конечно, материальная заинтересованность рабочих. В этом англичанин тоже знал толк. Достаточно сравнить: 60 рублей крестьянин Курской губернии зарабатывал за год, а у Юза — всего за 5 месяцев (причем «чистыми», без учета расходов на еду). Если рабочим-текстильщикам на севере России платили 25 рублей в год, то на заводе «Новороссийского общества…» — 150.

Летом 1889 года Джон Юз отправился в Петербург для заключения новых контрактов с правительством. Но простудился и скончался в гостинице «Англетер» 17 июня.
Предприниматель оставил наследникам личное состояние в 90 тыс. фунтов стерлингов и 4 шиллинга, один из крупнейших в Российской империи металлургический завод и динамично растущий промышленный поселок, который носил его имя до 1924 года. В 2001 году в Донецке (бывшей Юзовке) открыли памятник основателю города — бизнесмену Джону Юзу.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*