Раймонд Рубикам — певец хвалы за деньги клиента

Раймонд Рубикам - певец хвалы за деньги клиента

Раймонд Рубикам - певец хвалы за деньги клиента

У него не было не только высшего, но даже законченного среднего образования. Он имел шансы всю жизнь быть низкооплачиваемым репортером в газете, однако стал одним из наиболее уважаемых людей в мире рекламы. Обороты созданной им компании превышают ныне $3 млрд. в год.

Раймонд Рубикам родился в Филадельфии 16 июня 1882 года и был восьмым, самым младшим ребенком в семье. Его родители исповедовали протестантскую веру: отец был лютеранином с немецкими корнями, а мать — гугеноткой французского происхождения. Основным кормильцем семьи был дед, после его смерти дела пошли неважно. Отец Раймонда устроился журналистом и писал о бизнесе, а мать, способная поэтесса, сочиняла сентиментальные истории для Godey’s Lady’s Book. Впрочем, денег все равно не хватало.

ЖУРНАЛИСТ за $12

В 1887-м, когда Раймонду было пять лет, отец умер от туберкулеза. После смерти главы семьи Рубикамов разбросало по всей Америке. Раймонд жил с сестрой в штате Огайо, потом с братом в Техасе. Однако большую часть своего детства он провел в Денвере с другим братом — Гарри.

Кочевой образ жизни не способствовал успехам в школе. С восьми лет мальчик помогал старшим, берясь за самые разнообразные подработки. А в 15 лет и вовсе бросил школу, устроившись на полный рабочий день в транспортную компанию помощником клерка. Его заработок составлял $5 в неделю.

Читателю на заметку: компания «ASPECTRUM» предлагает услуги полноцветной и широкоформатной печати, оперативной полиграфии, дизайна в Москве и Московской области. Специалисты компании разрабатывают и изготавливают визитки, календари, буклеты, каталоги, брошюры, флаеры, листовки, меню, фирменные бланки и многое другое. Типография работает круглосуточно. Специалисты «ASPECTRUM» готовы оказать услуги в любое время суток.

Затем Рубикам работал билетером в театре, посыльным, разнорабочим, смотрителем на перевозках скота, клерком в судоходной компании, звонарем, агентом по приему заказов на печать увеличенных репродукций семейных портретов. Накопленный опыт требовал какого-то выхода, и Раймонд начал писать рассказы, копируя популярные в те времена произведения американского новеллиста О’Генри.

В 1900 году 18-летний скиталец вернулся в родную Филадельфию. Он мечтал изучать юриспруденцию, но денег на оплату учебы у него не было. Раймонд начал оббивать пороги редакций местных массмедиа и в результате устроился репортером в газету Philadelphia Inquirer. Зарплата показалась ему солидной — $12 в неделю.

Газетная текучка не отбила у него желания продолжать литературные опыты. Однажды Рубикам отпечатал на машинке два лучших своих рассказа и отправил известному в те годы писателю Гувернеру Моррису. Тот посоветовал меньше выдумывать и больше творить в документальном жанре — до тех пор, пока молодой автор не приобретет необходимые навыки письма. Переписка с мэтром длилась около года, однако ни одно из произведений Раймонда так и не увидело свет. Впоследствии Рубикам скажет, что помощь Морриса была «самым щедрым подарком, который какой-либо человек может сделать незнакомцу».

В 23 года журналист осознал, что $12 в неделю ему не хватит ни на получение образования, ни на содержание семьи, которую он как раз решил создать. Перед Раймондом возникла знакомая многим молодым людям дилемма: вкалывать за интерес или за деньги. Победили деньги, и в скором времени Рубикам стал сотрудником компании, торгующей автомобилями. Продавать машины у него получалось хорошо, однако сердце к этой работе не лежало. Между тем он сыграл свадьбу с Реджиной Макклоски и затем трижды становился отцом (и еще дважды — в следующем браке).

КАК У БОССА, ТОЛЬКО НАОБОРОТ

Одним из преимуществ работы Раймонда было постоянное общение со множеством клиентов, среди которых были и рекламные агенты. Один из них в октябре 1916 года попросил Рубикама сочинить несколько пробных рекламных объявлений, а прочитав, предложил должность копирайтера в рекламном агентстве F. Wallis Armstrong.

Однако владелец агентства Уоллес Армстронг не спешил принимать новичка на работу. Раймонд девять дней просидел в приемной, но так и не был удостоен аудиенции. Не выдержав, он в письменной форме изложил боссу все, что думает о подобной практике обращения с потенциальными сотрудниками. Армстронг, как ошпаренный, выскочил из кабинета в приемную и, потрясая письмом Раймонда, заявил: «Рекламки у тебя паршивенькие, а вот в письмишке что-то есть!». И взял Рубикама на работу.

Впрочем, рекламная деятельность оказалась не столь романтичной, как это представлялось новичку. Причем немалую роль в том, что профессия рекламщика потеряла романтический флер, сыграл сам Армстронг. По словам очевидцев, он был самодуром: запрещал подчиненным говорить по телефону на личные темы, приглашать на службу своих знакомых и даже обедать друг с другом. Раймонд, уволившись спустя три года, в 1919-м, сделал вывод: хорошее рекламное агентство — это агентство, где все сделано так же, как у его бывшего босса, только с точностью до наоборот.

Рубикам мечтал работать в J. Walter Thompson, одном из наиболее влиятельных и известных в тогдашней Америке рекламных агентств. Однако попытка устроиться туда завершилась неудачей. Более успешным оказалось собеседование в другом рекламном агентстве — N.W. Ayer & Son. Оно имело репутацию лучшего в Филадельфии. Переход туда не был значительным карьерным рывком, зато Раймонд обрел доброжелательную рабочую атмосферу и комфортные условия труда. Хотя новый босс Уэйлэнд Айер мало чем отличался от предыдущего.

Первым действительно заметным успехом Рубикама-рекламиста стала концепция продвижения на рынке музыкальных инструментов фирмы Steinway. Этот производитель серьезно не занимался рекламой своих роялей, поскольку они и так пользовались безупречной репутацией. В процессе разработки рекламной кампании Раймонд обнаружил, что рояль марки Steinway предпочитали многие великие пианисты и композиторы. «Без усилий в моем мозгу родилась фраза: «Инструмент Бессмертных», — вспоминал он. — Я записал ее на клочке желтоватой бумаги, и она выглядела так хорошо, что я испугался. Не уверенный в своей оценке, я отложил ее на несколько дней». Слоган сопровождался иллюстрацией — изображением Ференца Листа за роялем у раскрытого окна, контрастно освещенного потоком струящегося света, подчеркивающим экспрессивность позы великого композитора. Уже в 1920 году рекламный бюджет компании Steinway составил $500 тысяч, и дела ее заметно улучшились.

В 1922 году Уэйлэнд Айер скончался. Управление агентством взял на себя его приемный сын. У Рубикама сразу начались конфликты с новым руководителем. Год спустя шеф уволил строптивца. Последним проектом Раймонда в N.W. Ayer & Son стала рекламная кампания заочного университета в Скрантоне University of the Night.

ДОМ №285

23 мая 1923 года Раймонд Рубикам и его приятель Джон Орр Янг открыли в небоскребе Atlantic Building в Филадельфии собственное рекламное агентство Young & Rubicam. Стартовый капитал составлял $5000. Первым их клиентом стала компания по производству шнурков Presto Quick Tip Shoelaces. Нельзя сказать, что рекламные продукты нового агентства принципиально отличались от уже имевшихся на рынке — убогое иллюстративное оформление талантливых текстов было общей проблемой. И лишь когда в Young & Rubicam пришел известный арт-директор Вон Фленнери, агентство сделало качественный шаг вперед.

В конце 1923 года в Young & Rubicam обратился первый крупный клиент — Postum (с 1929 года — General Foods). Согласно легенде, рекламодатель спросил у Рубикама, какой из продуктов он хотел бы раскручивать. «Самый проблемный», — прозвучало в ответ. В ассортиментной линейке Postum таких было хоть отбавляй, и Раймонду вверили кофейный напиток. Разработанная им концепция продвижения получила в 1926 году награду Harvard Award.

В том же 1926-м штаб-квартира Young & Rubicam круто сменила прописку. Говорят, представители Postum поставили условие: они предоставят агентству рекламные бюджеты еще нескольких своих продуктов только в том случае, если оно перебазируется в Нью-Йорк. В финансовой и деловой столице США Раймонд и Джон обосновались в доме №285 на Мэдисон Авеню, где сняли 9-й этаж высотного здания.

Чем всегда славилось агентство Young & Rubicam, так это атмосферой творческой свободы, царившей в его стенах. Талантливых людей тянуло туда как магнитом. И неудивительно: Раймонд Рубикам трепетно относился к чувству собственного достоинства своих сотрудников и строго запрещал начальникам отделов править работы подчиненных. По его мнению, каждый сотрудник должен самостоятельно исправить собственные ошибки, чтобы впоследствии в полной мере насладиться достигнутым результатом, не думая, что наполовину это заслуга его начальника.

В 1932 году Раймонд нанял социолога Джорджа Гэллапа в качестве главы исследовательского подразделения. Довольно смелый шаг! До этого рекламные агентства не имели подобных структур. Спустя два года из Young & Rubicam ушел один из соучредителей Джон Янг — тяжелая болезнь не позволяла ему участвовать в дальнейшем руководстве компанией. После этого лидерство Рубикама, давно оформившееся де-факто, было оформлено и де-юре.

Период экономической депрессии Young & Rubicam, как и большинство компаний, специализировавшихся на предоставлении услуг, перенесла тяжело. Однако после Второй мировой войны агентству воздалось — американская экономика вышла на подъем, и агентство получило огромные прибыли.

62-летний Раймонд Рубикам покинул свое детище в 1944 году. Миллионер уехал в Аризону и сменил вид деятельности, занявшись риэлторскими операциями в компании Campbell Soup. О дальнейшей его жизни достоверно известно лишь то, что он успел отметить свой 96-й день рождения и умер в 1978 году.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*