Роберт Бош: зажигатель свечей зажигания

bosh«Лучше потерять деньги, чем доверие», — говорил основатель немецкой компании Bosch Роберт Бош.

Роберт Бош появился на свет 23 сентября 1861 года в городке Альбек на юге Германии и был одиннадцатым ребенком (всего в семье родилось двенадцать детей). Его родители — Сервациус и Мария-Маргарета Бош — владели придорожной гостиницей «Корона», пивоварней и большими земельными угодьями.

В 1869 году глава семьи узнал о планах властей проложить поблизости железную дорогу. Это означало, что количество проезжающих по шоссе, возле которого стояла «Корона», значительно сократится. Напуганный возможностью разорения, Сервациус продал всю свою собственность и перевез семью в город Ульм.

ПУТЬ К УСПЕХУ

Роберт мечтал стать зоологом, однако отец настоял, чтобы он поступил в местную техническую школу. В 1879 году, получив профессию механика, Роберт Бош отправился в Кельн, где получил место медеплавильщика на предприятии своего старшего брата Карла Боша. Однако работа в горячем цеху не пришлась ему по душе, и спустя несколько месяцев Роберт уволился. Два года он колесил по Германии, пробуя себя в разных фирмах электротехнического профиля. 1 октября 1881 года он вернулся в Ульм для добровольной военной службы в 13-м инженерном батальоне. Год спустя 21-летний помощник механика уволился в чине унтер-офицера, вежливо отклонив предложение своего командира, прочившего ему военную карьеру.

Неудовлетворенный условиями труда в Германии — тяжелая работа, мизерные заработки, отсутствие у персонала каких-либо прав, — Роберт отправился в Соединенные Штаты, где работал в компаниях Бергмана и Эдисона (тоже, заметим, электротехнического профиля). Но и Америка разочаровала молодого человека «отсутствием справедливости». Спустя год он перебрался в Англию, устроившись в компанию братьев Сименс.

В начале 1886 года Роберт Бош вернулся в Германию с твердым намерением открыть собственное дело. 15 ноября 1886 года 25-летний предприниматель получил официальное разрешение на открытие в Штутгарте собственной фирмы, обретшей название «Мастерские точной механики и электротехники» (впоследствии — компания Bosch). Первоначальный штат состоял из одного механика и одного подмастерья, а уставный капитал в 10 тыс. немецких марок был взят из отцовского наследства. Однако вскоре деньги были израсходованы почти полностью, и мастерскую удержал на плаву лишь кредит, взятый под гарантии родственников.

Бизнес Роберта Боша пошел в гору лишь в середине 1890-х годов, когда началась электрификация Штутгарта и компании удалось заключить несколько контрактов на установку электрооборудования. Предприниматель не только успешно вернул все займы, но даже стал получать небольшую прибыль. К 1900 году главные трудности остались позади.

ФАМИЛИЯ-МАРКА

Вначале «Мастерские точной механики и электротехники» занимались в основном изготовлением и сбытом электрического оборудования всех типов — от телефонных аппаратов до дистанционных сигнализаторов уровня воды. Однако очень часто заказов не хватало, и Роберт Бош брался за непрофильные работы — изготовление деревянных футляров для фотоаппаратов, ремонт мелких устройств.

Однажды в мастерскую поступил заказ на ремонт устройства зажигания для двигателя внутреннего сгорания фирмы «Дойц». Зная об опыте Роберта Боша в создании электрических устройств, заказчики попросили увеличить мощность прибора. После досконального анализа Бош пришел к выводу, что существующий агрегат не способен вырабатывать ток требуемой величины. Это обстоятельство послужило толчком для создания нового прибора — магнето, то есть устройства для зажигания воздушно-топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания. К 1896 году изобретателю удалось реализовать около тысячи таких устройств.
Магнето Боша понравилось Готлибу Даймлеру, основателю компании Daimler Motor Company. Автомобили его конструкции комплектовались системой зажигания, использующей калильную трубку, — во-первых, опасную в эксплуатации, а во-вторых, требовавшую много времени для подготовки машины к работе. Магнето устраняло оба недостатка. Даймлер и Бош заключили соглашение на разработку эксклюзивной системы зажигания для автомобилей «Даймлер».

На изобретение нового магнето ушло несколько месяцев, а подготовка к серийному производству заняла около двух лет. Новое устройство оказалось компактным и надежным, что положительно повлияло на увеличение спроса на автомобили. Другие автомобильные компании также стали использовать магнето для своих машин. В скором времени были организованы две дочерние фирмы во Франции и Англии, чуть позднее — торговое представительство в США. Постоянно растущий авторынок стимулировал спрос на системы Bosch — к 1901 году фирма ежегодно выпускала более 10 тыс. магнето низкого напряжения.

Однако практика показала, что магнето низкого напряжения обладало рядом недостатков. Роберт Бош нашел выход из положения, разработав искровое зажигание. В 1902 году новая система была запущена в производство. Кульминацией ее признания стали соревнования на кубок Гордон-Беннета 1903 года, когда автомобиль Mercedes под управлением Камилла Женатци выиграл гонку. Во многом это стало возможным за счет установленного на машине-победительнице высоковольтного магнето Bosch. Спустя семь лет, к 1910-му, объем выпуска новинки достиг отметки 600 тыс. штук в год.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРН

Через несколько лет после начала выпуска свечей зажигания Роберт Бош обеспокоился тем, что благополучие компании, оборот которой составлял более 20 млн. марок в год, держится на товаре-однодневке: в любой момент может появиться более совершенная система воспламенения топлива. Он потребовал от отдела развития «создать что-нибудь новое», и в 1913 году была завершена разработка автомобильной фары Bosch. К тому моменту глава компании являлся одним из самых успешных предпринимателей в Германии — его годовой доход составлял 4 млн. марок.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, имела катастрофические последствия для бизнеса Роберта Боша. Его товары оказались отрезанными от мировых рынков сбыта, и это при том, что до войны 88% продукции шло на экспорт. Поражение Германии обернулось для компании потерей всех зарубежных филиалов — они были попросту конфискованы. Страны-победительницы также стали бесплатно пользоваться патентами Боша.

В послевоенные годы предприниматель начал восстанавливать былое могущество. Компания выпустила целый ряд новых продуктов для автомобилей, сделавших вождение безопаснее, — клаксоны, противотуманные фары и прожекторы, электрические стеклоочистители. Роберту Бошу удалось быстро воссоздать международную коммерческую сеть, ведь отличная репутация и знаменитое качество Bosch оказались самым важным активом компании. Уже к середине 1920-х зарубежная сеть Bosch насчитывала больше филиалов, чем до войны.

Но в 1926 году в автомобильной промышленности произошел первый крупномасштабный кризис сбыта. В этой ситуации ставка на узкую специализацию (зажигание и освещение) больше не оправдывала себя. Роберт Бош, уже отошедший от повседневного управления компанией, рекомендовал своим преемникам Хансу Вальцу, Карлу Мартеллю Вильду и Герману Фелльмету провести реструктуризацию и превратить специализированную фирму по производству автомобильных комплектующих в транснациональный электротехнический концерн.
Реструктуризацию удалось осуществить благодаря собственным разработкам компании в сфере электроинструментов и бытовой техники, а также за счет целенаправленного приобретения других компаний — завода газовых колонок Junkers, компании по выпуску радиоаппаратуры Ideal-Werke (впоследствии Blaupunkt), предприятия по изготовлению кинопроекторов Bauer.

В 1928 году компания выпустила первый электроинструмент с двигателем Bosch в рукоятке, в следующем году — телевизор, в 1932-м — первый в мире электроперфоратор, в 1933-м — первый холодильник (круглый, массой 80 кг и емкостью 60 литров), в 1936 году — первую электронную телевизионную камеру и первый прямоугольный холодильник. Компании также принадлежит первенство в изготовлении электрической машинки для стрижки, электродрели и многого другого. В ассортимент Bosch вошли и проигрыватели пластинок.

Гитлера с его ультраправыми лозунгами Роберт Бош не любил — он хорошо усвоил уроки первой мировой войны. Когда нацисты пришли к власти, 72-летний предприниматель назвал это позором, а на предостережение о том, что такие слова могут дорого стоить, возразил: «Я слишком стар, чтобы прикидываться». На заводы Bosch приняли на работу по подложным документам несколько сот евреев, которых вот таким образом спасли от газовых камер. Возглавлявший компанию в 1940-е годы Ханс Вальц, с чьего ведома это делалось, впоследствии был отмечен в Израиле званием «Праведник мира».

Роберт Бош умер 9 марта 1942 года на 81-м году жизни. От двух браков у него остались три дочери и сын, тоже Роберт. Первая жена бизнесмена Анна умерла спустя семь лет, а вторая, Маргарета, которая была младше его на 27 лет, дожила до 1979 года и успела увидеть, как детище покойного супруга стало одним из крупнейших производителей бытовой техники. В 1967 году компания Bosch объединилась с Siemens AG в совместное предприятие, которое и сегодня держит мировое первенство в производстве высококачественных и надежных бытовых товаров.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*