Сколько зарабатывает комик

Сколько зарабатывает комик

Стендап-комик рассказывает, как она зарабатывает и на что тратит деньги.

Стендап — это сольное юмористическое выступление перед публикой. В Украине появился примерно 4 года назад, сначала в формате открытого микрофона, который делал Андрей Шабанов.

Теоретически стать стендапером легко: надо прийти на открытый микрофон и выступить. Но сделать стендап профессией и зарабатывать этим удается единицам. Говорим со стендап-комиком, для которого чувство юмора — основной вид заработка.

Как стать стендап-комиком

Я инженер из нетрадиционных источников энергии: подземные воды, солнечные батареи. Когда-то писала научные труды. Сначала играла в КВН, потом был Comedy на региональном уровне.

Потом этого стало мало, это все-таки эстрада, я поняла, что не хочу заниматься этим. Хочу что-то глубже, шире.

Была сценаристом несколько лет, работала в продакшине, писала ситком. Параллельно пробовала себя в стендапе. Через год поняла, что не хочу заниматься конъюнктурой, не хочу писать для целевой 35 +, домохозяйки. И решила заниматься только стендапом. С тех пор я зарабатываю на себя сама, у меня нет постоянной зарплаты. Есть хорошие месяцы, когда зарабатываю больше, и плохие месяцы, когда зарабатываю меньше.

Стендап – это истории о себе, о своей жизни. Кому это может быть близко, а кому-то нет. И тогда совсем не смешно. Представь, на сцену выходит какая-то «телка» и говорит, что вы неправильно живете. Говорит, что не хочет детей, что для нее выйти замуж – это ерунда.

И все такие: «В смысле? Нет, это не так».

Чтобы стать стендап-комиком, нужны интеллект и чувство юмора. Все можно пошутить без интеллекта, и без ощущений, но это не будет смешно, это будет вульгарно. Ты просто БЕРЕШЬ ТЕМУ И КОПАЕШЬ НАСТОЛЬКО ГЛУБОКО, НАСКОЛЬКО МОЖЕШЬ. Есть комики, которые говорят об истории, о Боге, о смысле жизни.

Сначала я ходила на выступления, как зритель, потом мне сказали, что нужна девушка.

Я вышла и попробовала, мне очень понравилось то, что происходит на сцене. Я там переживаю катарсис, очищуюся внутренне, не смотря на то, что это всего лишь шутки. Бывают выступления, когда ты просто шутишь, потому что это отработанный материал. Но когда работаешь с новыми текстами, то достаешь то, что тебе болит и тебя попускает.

Сначала надо написать материал, проверить его на открытом микрофоне. Они часто появляются по Киеву, но есть постоянный в «Амигос» на Контрактовой площади. Бывает, что ты там шутишь в тишину. Как-то было, что никто не смеялся с моего стендапа. Хотя те шутки мне очень нравились, я в них верила. И в конце выступления я с них сама смеялась.

Сейчас у меня есть коллектив, с которым я устраиваю читки. Если получается – придумываем шутки, если нет – говорим, что надо доделать, какую мысль раскрыть и прочее. Подсказываем друг другу и так материал растет.

Мой первый стендап был о том, что я единственная девушка в мужском коллективе. Перед выступлением у меня разошелся комбинезон. А мне говорят: «Надень мужскую куртку». А я говорю, что у меня это первый раз, я не могу выступать. Все шутки записаны на листике, руки дрожат, паника. Но КОГДА ЛЮДИ НАЧАЛИ СМЕЯТЬСЯ, СТАЛО ЛЕГЧЕ.

На первом корпоративе я вышла и давай рассказывать о своих проблемах. А люди, наверное, подумали: «Почему я на отдыхе слушаю о жизни незнакомой девушки»? И начали отворачиваться. Только один столик посередине на меня смотрел. А я говорю очень эмоционально, и не свожу с них взгляда. Они морщатся все больше, но не отворачиваются. Я закончила, ко мне подошел организатор и говорит: «Я понимаю, как вам было трудно, но тот столик, который вы выбрали для контакта – это были иностранцы». ОНИ ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЛИ, ПОЧЕМУ ЭТО ЖЕНЩИНА СО СЦЕНЫ НА НИХ КРИЧИТ.

Я дважды выигрывала 50 000 гривен в «Рассмеши комика». У меня там сейчас 1,5 млн просмотров. Но в таком формате трудно развивать жанр стэндапа, ибо чем ты быстрее хочешь дойти до точки смеха, комики могут рассмеяться посреди шутки, и получаются обрывки фраз. И ты их потом не продолжаешь, ты начинаешь с последующей.

Особенности профессии

МОЯ ЗАДАЧА В ТОМ, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К КАКИМ-ТО ВЕЩАМ. Чтобы мы все стали немного легче, перестали куда-то бежать, париться, чтобы мы были более открыты, перед собой в первую очередь, чтобы мы меняли что-то внутри. Смех – это мой фидбэк, ради которого все происходит. По смеху я понимаю, поняли меня, а это самое главное. Если мне говорят: «У меня изменилось мнение в отношении этого» или «Я приведу своего мужа, чтобы послушал» – значит я попала в цель, задача выполнена.

В предпоследнем стендапі я говорила про куннилингус. У нас очень много зажимов, связанных с сексуальной культурой. Деньги – тоже зажим, и отношения – зажим. Мы живем в зажимах, боимся или стесняемся говорить о том, что нас не устраивает. В таком формате жизни сводится на «нет». Это сказывается в повседневной жизни, в отношениях, в постели. Наши люди, вообще, боятся говорить о том, что с ними на самом деле происходит. Пытаются себя обелить.

В Facebook все довольны и счастливы, никто не публикует постов о настоящей жизни. То же самое со звездами. Поговорить о чем-то глубже – проблема. Они имеют прописанные ответы на стандартные вопросы, чтобы кто не подумал чего плохого. Хотя понятно, что мы все занимаемся сексом, предаем, напиваемся и тому подобное. ИДЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ СИДЯТ В ГОРАХ, В ЛЕСАХ, ОНИ НЕ ЗДЕСЬ, не в мире.

Есть такие выступления, после которых не можешь себя собрать вместе несколько дней. Ты отдаешь часть себя, но зритель тебя не понял, не дал фидбэк. И ты выходишь пустой. Ты дал, но ты ничего не получил. Смех – это магия. Перед выступлением ты никогда не знаешь, какое настроение у людей, какая атмосфера в зале. Успешное выступление может даже зависеть от размещения столиков. Когда люди далеко друг от друга и много свободного пространства – труднее работать. Твоя личная магия, твоя энергия, тоже очень важны.

Недавно я думала о том, что стендап не должен быть всегда смешным. Но у каждого комика есть боязнь тишины в зале. Тебе надо правильно разделить точки смеха, потому что когда ты долго говоришь о чем-то серьезном, ты можешь потерять внимание зрителя. Хотя у меня был один эксперимент, где не было ни одной шутки, о том, что «меня бесят мужчины, которые говорят, что не будут заниматься сексом с презервативом, потому что «ощущения не те». А я такая: «Ощущения не те – это когда из тебя выходит 3-килограммовое дитя. Это мучиться потом всю жизнь в хрущевке на одну зарплату, умирать на остановке, старым и нищим, и на могилу она не будет ходить, и в морге скажет – это не он. Вот это «не те» ощущения». А секс с презервативом – это нормально».

Иногда я не могу остановиться шутить. У комика всегда есть определенная злость или боль, всегда работает сарказм. Иногда это переносится на друзей. Я объясняю им, что реакция на такие шутки тоже должна быть нормальной, что надо легко к себе относиться. Если ты переживаешь, как о тебе шутят, значит тебе есть над чем работать.

Зарплата

Я зарабатываю на корпоративах, как ведущая, выступаю на стендапах, как комик. Иногда могу взять в работу сценарий, если очень нужны деньги. Например, я провела месяц на Филлипинах, и когда вернулась – взяла себе в работу серию.

Мой гонорар за корпоратив – 20 000 грн. Если коллектив меня знает, могу включить в программу стендап. Последние 5 лет я не вела ничего, начала делать это перед Новым годом. Друзья помогли – рассказали, как к этому нужно относиться. Раньше после работы у меня была депрессия. 300 человек, и ты пытаешься и понравиться, и помочь, и чтобы было смешно, и чтобы все успеть. Это большая ответственность, это очень сложно. Я изменила отношение к ситуации и теперь просто кайфую вместе со всеми.

ЕСЛИ ЭТО СТЕНДАП С ДРУГИМИ КОМИКАМИ – 5000 ГРН ЗА ВЫСТУПЛЕНИЕ.

У меня был сольный концерт и тур по украине. Мы с командой понимали, что не отобьем вложенные деньги. Но у нас были и другие задачи. Два моих директора хотели понять, как можно продавать стендап в регионах. У меня была своя сверхзадача: продвинуть стендап, чтобы люди понимали, что это вообще такое.

Бывают месяцы, когда я написала текст и провела несколько корпоративов. А бывают месяцы, когда у меня было 8 выступлений, еще и в Европе. Моя зарплата – это всегда совокупность факторов. За рубежом одно мое выступление стоит от 300 евро. Это немного больше, чем в Украине, но значительно меньше, чем берут российские артисты. Их гонорары иногда по несколько тысяч евро.

МИНИМУМ, ЗА КОТОРЫЙ Я ЖИВУ – ЭТО ЧУТЬ БОЛЬШЕ 20 000 ГРН.

Расходы

Если я получаю большой гонорар – он сразу идет в дело: реклама, фотосессии, промо или путешествия. Месяц была на Филлипинах. Часть денег отправляю маме в Одессу.

Очень много денег у меня уходит на алкоголь, тусовки. Потому и в понедельник, и во вторник, и в среду хочется куда-то идти, что-то делать. А средний счет такой забавы – 1000 грн. Это если ты поужинал и выпил три коктейля.

Сейчас немного простой, заработок растекается по обычных нуждах: квартира, еда, помощь маме, два раза маникюр и покраска, передвижения по городу. Это тот минимум, который у меня должен быть всегда.

Иногда сижу и думаю, типа, трындец, что дальше? Это же надо еще сильнее фигачить, чтобы зарабатывать больше. Но с другой стороны я понимаю, что могу заниматься тем, чем хочу. У меня свободный день, я могу выйти на улицу и просто пойти. И мне не нужно ни у кого отпрашиваться. Я себе спокойно планирую гастроли, потому что я знаю, что я никому ничего не должна.

Пока выписывается новый материал на следующий концерт, мы параллельно работаем над гастролями: Европа, ближайшие страны, Беларусь, Молдова, даже Америка. Хочется, чтобы было больше шоу. Может это когда-то перерастет в какое-то вечернее шоу, в котором мы с командой единомышленников делали бы качественный украинский юмористический контент.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*