Сначала — конкурс, затем — должность

Общественность также должна влиять на утверждение будущих руководителей школ и детсадов. Отныне стать директором школы или детсада будет значительно труднее — кандидатам на руководящие должности необходимо пройти открытый конкурс, завоевав доверие и уважение общества. Такой инновационный проект уже стартовал в 22 киевских учебных заведениях, где на замещение вакантных должностей руководителей выбрали по новым правилам. Опыт столицы вскоре заимствовать в Черновцах, а впоследствии — в других регионах Украины.

Свое видение

Ранее директора школы или детского сада назначали исключительно чиновники в соответствующем управлении образования, а педагогический коллектив и родителей ставили перед фактом: мол, вот руководитель — работайте. Хорошо, если новый директор оказывался компетентным человеком, хорошим организатором и менеджером, использует передовые методы управления персоналом и IT достижения для учета работы персонала, бухгалтерии — http://prospect.az/Ru/proID контроля за посещением работы и т.д. Впрочем, родители учеников и дошкольников многих учебных заведений на интернет-форумах откровенно рассказывают о противоположных «способности» своих руководителей.

Поэтому изменить ситуацию к лучшему призвана новая процедура избрания руководителей школ и детсадов. Проведение открытого конкурса позволит общественности влиять на утверждение кандидатуры будущего руководителя. Так, в Киеве новый отбор претендентов на замещение вакантных должностей директоров учебных заведений начался в июне этого года и продолжался в течение месяца.

Конкурс проходил в несколько этапов. Сначала кандидаты, подавшие заявки, прослушали тренинги по лидерству и психологии в Киевском университете им. Б. Гринченко. Потом написали мотивационное эссе, ознакомились с заведением, где имели желание работать, и пообщались с педагогами и родителями. Во время третьего этапа подготовили собственный проект концепции развития учебного заведения и наконец представили конкурсной комиссии 7-минутную презентацию этой концепции.

В состав конкурсной комиссии входили представители общественных образовательных организаций, родительских комитетов, руководители учебных заведений, из чиновников в качестве консультанта — только руководитель юридического отдела Киевской городской госадминистрации. Результаты такого голосования носят рекомендательный характер, поскольку по законодательству руководителя учебного заведения назначает департамент образования и науки, молодежи и спорта. Очевидно, теперь чиновники обязательно учитывать вердикт конкурсной комиссии.

Сложнейшая профессия

Директор специализированной школы №148 им. Ивана Багряного с углубленным изучением языка и литературы Сергей Горбачев, избранный на эту должность по открытому конкурсу, охотно поделился впечатлениями. Педагог по образованию, Сергей Иванович в последнее время работал журналистом, однако спустя годы все-таки решил вернуться в образовательную отрасль.

— В системе образования работал с 1985-го по 1996 год, — рассказывает чиновник. — С тех пор прошло почти 20 лет, поэтому в первые дни работы имел определенные опасения: насколько придется столкнуться с новыми условиями труда, новыми подходами. Зато увидел, что школа фактически не изменилась: она остается советской, абсолютно нереформированной и консервативной.

Сергей Горбачев удивляется, насколько администрация заведения отягощенная ненужной бумажной работой. Поэтому прежде новый руководитель предлагает ввести в школах базы данных учащихся, чтобы значительно упростить бумажный учет.

«Достаточно одного клика мышкой — и все отчеты, над которыми наша школа и другие учебные заведения работали почти месяц, уйдут в прошлое. Это рудимент, который тянется и мешает нам развиваться», — уверен директор.

Сергей Иванович констатирует, что руководитель учреждения сейчас — фактически беспомощный человек, поскольку не располагает средствами, которые предоставляет государство.

На своем уровне новый директор пытается привнести в учебный процесс собственные интересные идеи. Он считает, что в целом по системе образования единичные новшества не помогут — это только покраска насквозь проржавевшей конструкции, начинает разваливаться. Поэтому образовании крайне необходимы кардинальные изменения.

В школе работает много педагогов предпенсионного и пенсионного возраста. В средних и старших классах (с 5-го по 11-й) преподает только 4-5 учителей в возрасте до 30 лет. И если немедленно не принять решительных мер, за 3-5 лет эта ситуация обернется кадровой катастрофой.

Средняя зарплата начинающего учителя составляет 1,5 тысячи гривен. «Разве можно на эти деньги прожить, снимать в столице квартиру, развиваться? — Задает риторический вопрос Сергей Горбачев. — Так педагогу нужно или иметь другие источники дохода, или быть настоящим фанатом. Однако школа — дело не фанатов, а технологий».

Одним из положительных сдвигов директор считает введение Министерством образования и науки независимой сертификации учителей. Ведь они должны быть мотивированными, пытаться идти в ногу со временем, с современными школьниками, которые требуют от учителя новых подходов, знаний и умений. А в результате — получат достойную зарплату. Планов у руководителя очень много, но пока, к сожалению, он видит молчаливый (а иногда открытый) сопротивление учителей, которые не хотят работать по-новому, менять.

— Почему я вернулся в образование? Потому что чувствую, что могу что-то изменить к лучшему. Для меня это сильная мотивация, несмотря на уровень зарплаты, втрое ниже, чем раньше. При жизни я изменил более двух десятков профессий: от электромонтажника, строителя к фотографу, журналиста, редактора, программиста. И могу со знанием дела утверждать, что нет более сложной профессии, чем профессия учителя. Поэтому она нуждается в надлежащей оплаты труда, — уверен директор.

Мнение учеников выскажут родители

Вскоре опыт столицы будут перенимать в Черновцах. Местные педагоги положительно восприняли введение открытого конкурса директоров в их городе. Прежде в эксперименте примут участие школы и детсады, у руководителей которых вскоре закончится контракт.

— Директор нового типа, избранный на открытом конкурсе, в идеале должен сочетать навыки и педагога, и менеджера, — замечает начальник управления образования Черновицкого городского совета кандидат физико-математических наук Сергей Мартынюк. — Здесь можно позаимствовать опыт высшей школы, скажем, процедуру выборов декана в университете, где в Ученый совет входят и преподаватели, и студенты. В школе мнению учеников представлять их родители. В целом мы готовы к новациям. К примеру, в нашем городе передали полномочия по отбору кадров учителей школам. Теперь директор заведения самостоятельно подбирает педагогов по тем или иным предметам. Уровень подготовки, профессиональные навыки будущих работников контролирует специальная комиссия при управлении образования.

По словам Сергея Васильевича, перенимать столичный опыт педагоги из Черновцов планируют уже на следующей неделе — собираются с визитом в киевские школы. В ноябре посетят Львов, а в декабре ждут коллег из Хмельницкого.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*