Фердинанд де Лессепс: соединитель морей и океанов

Соединитель морей и океанов

Соединитель морей и океанов

Он придумывал крупные международные проекты и делал на этом деньги. Его компания стала одним из самых высокодоходных предприятий мира. Сам же он сел на скамью подсудимых и получил пять лет.

Фердинанд Мари виконт де Лессепс был героем и аферистом одновременно. Сооруженный им Суэцкий канал до сих пор играет важную роль в мировой торговле, а коррупционный скандал, фигурантом которого он оказался, стал крупнейшим за всю историю.

Для справки: старейшим в Украине каналом является Северский Донец — Донбасс, первую очередь которого построили в 1928–1930 годах. Остальные шесть каналов построены в послевоенное время. Самым протяженным из них является Северо-Крымский канал (400,4 км), а самым коротким — канал Днепр — Ингулец (39,5 км). Украинские каналы предназначались не столько для коммерческого судоходства, сколько для разрешения острой проблемы питьевого и промышленного водоснабжения.

ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ

Фердинанд де Лессепс родился 19 ноября 1805 года в Версале. Он окончил престижный лицей Генриха IV, затем — юридический факультет Сорбонны. В двадцатилетнем возрасте благодаря связям отца-дипломата начал дипломатическую карьеру. Вначале занимал скромные места во французских посольствах в ряде европейских стран, а спустя шесть лет был направлен в Египет — вице-консулом в Александрии.

Когда в стране вспыхнула чума, все иностранцы поспешили оставить Египет. Но Фердинанд поступил иначе: организовал при посольстве больницу, в которой был и врачом, и сиделкой. Этот поступок оценил правитель Египта Мухаммед Али. Он приблизил Фердинанда к своему дому и предложил ему стать наставником своего сына Саида — обучить мальчика европейскому этикету и хорошим манерам. Тесное общение с наследником престола стало началом их дружбы, сыгравшей важную роль в жизни дипломата.

В 1837 году Лессепс вернулся в Париж за очередным назначением. Ожидая его, женился на хорошенькой девушке Агате де Ламаль, и уже вместе с ней отправился в Роттердам, где получил должность консула. Затем стал консулом в испанской провинции Малаге, потом — генеральным консулом в Барселоне. И наконец, послом Франции в Мадриде.

В 1849-м Фердинанду поручили вести мирные переговоры между французскими войсками и армией мятежного Гарибальди, сошедшимися у Рима. Однако вскоре он убедился, что французское правительство не намерено завершать военные действия. Поняв, что его направили для отвода глаз, 45-летний дипломат вспылил и подал в отставку.

Лессепс вернулся во Францию. Размеренная жизнь в поместье Ла-Шенэ омрачилась смертью близких людей: от скарлатины умерли двое сыновей Фердинанда, а затем его жена. Вдовцу казалось, что близок и его собственный конец. И вдруг — неожиданная перемена участи: в 1853-м племянница отставного дипломата вышла замуж за императора Франции Наполеона III, а в следующем году правителем Египта стал Саид-паша, бывший воспитанник Лессепса. С такими связями глупо было бы не закрутить какое-то крупное дело. У Фердинанда открылось второе дыхание.

НАСЛЕДИЕ ФАРАОНОВ

Еще работая вице-консулом в Египте, Фердинанд узнал о попытке Наполеона I Бонапарта восстановить судоходный канал между Средиземным и Красным морями, построенный во времена фараонов. Выгоды для Франции очевидны: владение каналом позволит французам контролировать всю европейскую торговлю с Востоком, а заодно нанести ощутимый удар Британской империи, монополизировавшей эксплуатацию богатств Индии и других азиатских колоний. Париж выделил на эти цели 30 млн. франков, но замысел не воплотился: англичане разгромили французский флот, и египетско-турецкое войско вытеснило французов из этого региона. Теперь, похоже, появилась возможность реализовать этот амбициозный проект. Ну и заработать на этом.

Фердинанд помчался в Париж к племяннице. Императрице Евгении понравилась идея канала, она пообещала заручиться поддержкой Наполеона III. Лессепс отправился в Египет, где договорился с Саид-пашой о получении концессии на сооружение и эксплуатацию канала сроком на 99 лет. После чего зарегистрировал в Каире «Всеобщую компанию Суэцкого морского канала».

Однако начинать строительство было еще рано. Ведь Египет являлся провинцией Османской империи, поэтому договор с Саидом подлежал утверждению турецким султаном, находившимся в зависимости от Великобритании. А она, естественно, категорически возражала против строительства. Четыре года Лессепс разрывался между Парижем, Каиром, Лондоном и Стамбулом, однако сопротивление британского парламента преодолеть не удалось.

И тогда Фердинанд решил идти ва-банк: начать строительство без формального разрешения. В ноябре 1858 года он выставил на продажу 400 тысяч акций «Всеобщей компании Суэцкого морского канала» — по 500 франков каждая. Однако финансовые учреждения стран Европы не проявили активности: инвесторы не хотели вкладывать деньги в бесперспективную затею.

Лессепс сменил тактику, сделав ставку на патриотизм сограждан. В газетах появились публикации о том, что Британия неслучайно препятствует осуществлению крупнейшей стройки века. «Раз проект плох для англичан, — утверждал Лессепс, — значит, он хорош для французов». Статьи заканчивались рефреном: «Мы проиграли Ватерлоо, но можем победить в Суэце!». Призыв взять реванш у британцев сработал: средний класс Франции выстроился в очередь за акциями. За один месяц наш герой продал 207 111 акций, получив в свое распоряжение более 100 млн. франков. Всего же было продано 314 494 акции на сумму 157,3 млн. франков.

Полученные деньги были положены в банк — с их помощью было начато строительство канала. Проценты же с капитала оказались весомым подспорьем в переговорах с политиками Турции и Британии. Тем более что на протяжении последующих семи лет в Стамбуле сменился султан, а в Лондоне — премьер-министр. Их преемники оказались гораздо сговорчивее. В марте 1866 года турецкое правительство наконец признало очевидное и завизировало выданную Лессепсу концессию. Спустя три года строительство было завершено.

ПРЕЗИДЕНТ КАНАЛА

Лессепс вернулся на родину национальным героем. Созданная им «Всеобщая компания Суэцкого морского канала» стала одним из самых высокодоходных предприятий мира — ее пятисотфранковые акции со временем поднялись в цене до 17 тыс. франков. Фердинанд, пребывавший на вершине славы, решил построить еще один канал — между Тихим и Атлантическим океанами. Этот грандиозный проект представил национального героя в ином качестве — как одного из крупнейших аферистов XIX столетия.

Возможно, дело в том, что 64-летний Лессепс решил оставить после себя значительное наследство. Ведь после его женитьбы на двадцатилетней Луизе-Элен Отар де Брагар у супругов каждый год появлялся на свет ребенок — всего в семье родилось 12 детей. Так или иначе, в 1879 году Фердинанд зарегистрировал акционерное общество «Всеобщая компания Панамского межокеанского канала» и стал его президентом.

Чтобы привлечь акционеров, он начал выступать в печати с объяснением всех выгод нового проекта. В течение короткого времени было продано акций вдвое больше, чем предполагалось. Лессепс настоял, чтобы канал строили на уровне моря, без шлюзов, с тоннелем длиной 6–9 километров. А поскольку трасса пересекалась с американской железной дорогой, компания приобрела ее вместе со всем оборудованием, зданиями, складами, причем по тройной цене. И, видимо, с откатами. Земляные работы еще не начались, а расходы уже превысили $60 млн.

В феврале 1881-го началось строительство канала. И сразу возникли проблемы: тропические ливни уничтожали все то, что с таким трудом удавалось сделать в сухую погоду. Злые языки, правда, поговаривали, что никаких серьезных работ и не проводилось — была лишь имитация их, а значительные суммы на строительство Фердинанд просто клал в карман. К 1884 году средства от продажи акций иссякли, а тоннель не был прорыт даже на 5%.

Лессепс решил поправить дела, организовав общенациональную лотерею. Для этого требовалось провести через парламент соответствующий законопроект. Понимая, что подобные вопросы не решаются без взяток, Фердинанд обратился за помощью к банкиру Жаку де Рейнаку — подкуп парламентариев и других нужных людей планировалось провести через него. Первое голосование депутаты провалили. Перед вторым голосованием депутат Мишель получил 10 тысяч франков — за то, что вторично выдвинет законопроект в парламенте, а глава одной из депутатских фракций Барбье, заваливший предыдущее голосование, — полмиллиона. В июне 1888 года парламент проголосовал «за».

Однако лотерея, которая должна была принести 720 млн. франков, дала лишь 254 млн. Эта сумма положения не исправила. Компания приостановила все работы на Панамском перешейке. Парижский трибунал признал факт банкротства и вынес постановление о закрытии компании. Ликвидационная комиссия установила, что из общей суммы 1,3 млрд. франков ($260 млн.), истраченных «Всеобщей компанией Панамского межокеанского канала», непосредственно на сооружение канала ушло чуть менее половины — 612 млн. Оставшиеся 718 млн. франков остались в Париже, причем оправдательных документов на эту сумму обнаружить не удалось. Стало понятно, что произошла грандиозная афера. Обманутые держатели акций и облигаций вышли на улицу с требованием вернуть им деньги и наказать виновников банкротства.

Генеральный прокурор возбудил дело против Лессепса, обвинив его в мошенничестве. Следствие установило, что банкир Рейнак выписал 26 «взяточных» чеков на сумму 3,4 млн. франков (каждый) и два чека на 2 млн. франков. Среди получателей этих денег оказались брат экс-президента Франции Альбера Греви, бывший премьер Рувье, множество министров, парламентариев. В 1893 году Фердинанд был приговорен парижским судом к пяти годам тюремного заключения. Однако подсудимый об этом так и не узнал — он лежал, разбитый параличом. Впрочем, приговор вскоре отменили. А спустя год, в декабре 1894-го, Фердинанд де Лессепс скончался в своем поместье Ла-Шенэ в возрасте 89 лет.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*