Стальные птицы по имени «Боинг»

Стальные птицы по имени «Боинг»

Стальные птицы по имени «Боинг»

При слове «Боинг» в первую очередь на ум приходит самолет. Потом — авиакомпания. И лишь затем — человек, который ее основал. На самом деле сначала был Уильям Боинг. Авиабизнесом он занимался всего 18 лет.

Маршруты летательных аппаратов, созданных на заводах Boeing, впечатляют: от соседнего городка до Луны (американский проект Apollo). В количественном отношении самолеты этой компании тоже лидируют: две трети бортов, находящихся в небе в тот момент, когда вы читаете эти строки, имеют маркировку Boeing.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — САМОЛЕТЫ

Новый Свет всегда привлекал людей авантюрного склада. Одним из них был и немец Вильгельм Боинг, в последней трети XIX века перебравшийся в поисках счастья из сонной Европы за океан. Удача не заставила себя ждать: купив в штате Мичиган участок леса и открыв лесопильную фабрику, Вильгельм быстро разбогател. 1 октября 1881 года в его семье родился первенец, названный в честь деда Уильямом Эдвардом.

Сын эмигранта учился без особого рвения. Закончив школу, поступил в Йельский технический колледж, который в 1903-м бросил, так и не получив диплома. Парень открыл лесопильное производство в городке Грейс-Харбор, штат Вашингтон. Бизнес шел как нельзя лучше: Уильям заключал рискованные сделки, наживая приличные капиталы.

В 1908 году 27-летний лесопромышленник случайно оказался на первом съезде американских авиаторов в Лос-Анджелесе — и на всю жизнь заболел авиацией. Домой он вернулся с собственным гидропланом. С 1908 по 1914 год изучал теорию и практику авиации. Вскоре у него нашелся единомышленник — бывший военный моряк Джордж Конрад Вестервельт, закончивший курсы аэронавтики при Массачусетском технологическом институте. Приятели изучили конструкции разных аэропланов и даже совершили рискованный полет на одном из них, выпущенном компанией американского пионера авиации Кертисса. Место для пассажира на этом биплане было расположено на крыле. Вспоминая о своем первом полете, Уильям признавался, что так и не получил ответа на вопрос, что же помогло ему удержаться.

В результате Боинг и Вестервельт пришли к выводу, что «так летать нельзя», и решили построить лучший в мире биплан. Осенью 1915-го Уильям взял несколько уроков вождения самолета у известного авиатора Гленна Мартина. Тогда же на мостках рядом с домом Боинга, где были пришвартованы лодки и катера, друзья начали строить свое первое детище — гидросамолет на двух поплавках (к слову, почти не изменившихся до наших дней). Назвали они его собственными инициалами B&W. Вскоре Вестервельт переехал на противоположное побережье страны и оставил проект. Уильям завершил постройку машины самостоятельно.

В Европе тогда бушевала Первая мировая война, авиация стремительно превращалась из игрушки в грозную силу. Дальновидный Боинг правильно предугадал ход дальнейших событий: США неизбежно вступят в войну, а значит армии и флоту понадобится множество самолетов. 15 июня 1916 года Уильям зарегистрировал авиастроительную компанию Pacific Aero Products (годом позже она сменила название на Boeing Airplane), а 29 числа того же месяца новоиспеченный бизнесмен решил испытать свое творение. Он нанял пилота, но тот в назначенное время не пришел (как потом оказалось, опоздал), поэтому автор сам сел за штурвал и поднял B&W в воздух.

КОМФОРТ КАК АРГУМЕНТ

Строительство своей компании Боинг начал с того, что пригласил на работу одного из немногих тогда в Штатах авиаконструкторов Цзу Вонга, а также двух способных инженеров из Университета штата Вашингтон в Сиэтле — Клэйра Эгдтведта и Филиппа Джонсона. В том же вузе он организовал курсы по авиастроению, где готовил для себя кадры.

В 1917 году корпорация Boeing насчитывала 28 штатных сотрудников. Пилоты-испытатели получали по нескольку сотен долларов в месяц, что считалось тогда хорошей зарплатой. А когда дела у компании шли неважно, Уильям покрывал расходы из собственного кармана.
Взлету Boeing Airplane поспособствовала Первая мировая война. Глава фирмы узнал, что военно-морской флот нуждается в тренировочных аэропланах. По его велению инженер Вонг в кратчайшие сроки сконструировал специальный гидроплан. Уильям вложил деньги в построение двух первых образцов и доставил их на военно-морскую базу в Пансаколе, штат Флорида. Военным морякам изделия понравились, и никому не известная фирма получила первый солидный заказ — полсотни гидропланов. Число работников Boeing Airplane увеличилось до трехсот.

В 1918-м, по окончании войны, для авиастроительных фирм наступили тяжелые времена: армия не делала заказы, а гражданская авиация находилась еще в зачаточном состоянии. Пришлось Боингу перейти на производство одежды, мебели и лодок — словом, всего, что позволяло сохранить рабочие места. Но авиастроение он при этом не оставлял.

Первым самолетом фирмы считается одномоторный почтовый Boeing 40, созданный в 1920-е. Машина оказалась настолько удачной, что на нее тут же стали поступать заказы от различных авиакомпаний. Одновременно возрос спрос и на пассажирские перевозки, но для этого понадобился более мощный самолет, к тому же оснащенный не грузовым отсеком, а пассажирским салоном. И тогда Уильям Боинг решил потягаться с самим Генри Фордом на рынке многомоторных пассажирских самолетов. В 1928 году он выпустил Boeing 80 — трехмоторный 12-местный авиалайнер, ставший эпохой в авиации.

Технически самолет Боинга был не лучше, чем фордовский, но превосходил его по уровню комфорта. Позади салона — туалет с умывальником, в кране — холодная и горячая вода. В салоне кожаные кресла, каждое снабжено индивидуальным светильником. Кстати, это был первый американский авиалайнер, где стояло по три кресла в ряд.

Именно на борту Boeing 80 впервые появились стюардессы. Сначала компания собиралась обслуживать пассажиров при помощи официантов-мужчин, как это делали европейские авиаперевозчики. Но оказалось, что во время полета путешествующим нередко требуется медицинская помощь. В 1930-м в виде эксперимента компания отобрала для полетов восемь медсестер. В их обязанности также входило приветливо встречать пассажиров, взвешивать багаж и грузить его в специальное отделение. Во время полета девушки должны были раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, следить за тем, чтобы те не бросали окурки за борт или по ошибке не открыли выходную дверь вместо туалетной.

Первой в истории стюардессой была Элен Черч, вышедшая в рейс 15 мая 1930 года. Через три месяца девушек зачислили в штат с окладом $125 в месяц. Впоследствии и другие авиаперевозчики стали брать бортпроводниками женщин.

В 1934-м президент США Франклин Рузвельт подписал Air Mail Act, которым, в частности, запретил производителям самолетов одновременно являться владельцами авиакомпаний, перевозящих на этих бортах почту. Уильям отказался дробить свой холдинг на несколько частей. В знак протеста 53-летний самолетостроитель оставил пост президента компании, продал все свои акции и уединился на ранчо Алдарра, севернее Сиэтла, где занялся разведением чистопородных лошадей.

ЛОШАДИ, ЯХТЫ, БАНК

В течение последующих пяти лет Боинг был коневодом — в этом виде деятельности он преуспел не меньше, чем в авиации, вскоре снискав славу лучшего коннозаводчика США. Однако осенью 1939 года, когда в Европе началась Вторая мировая война, сулившая миллиардные военные заказы, Уильям вернулся в свою фирму в качестве консультанта. При его участии была создана «летающая крепость» — легендарный бомбардировщик B-17. За маневренность японцы прозвали его четырехмоторным истребителем. Когда «летающая крепость» возвращалась на аэродром, бывалые пилоты лишь разводили руками. Иногда в корпусе зияли огромные пробоины, части фюзеляжа были просто отстрелены. Строка известной песни, в которой «пилоты возвращаются на базу на молитве и одном крыле», — это не фантазия автора текста, а реальная действительность.

А к концу мировой войны Уильям наладил выпуск «суперкрепости» — гигантского бомбардировщика В-29. В 1942-м компания ежемесячно выпускала 60 таких машин, а спустя два года — уже 362 в месяц. Трудно переоценить вклад самолетов Боинга в победу над Германией: тысячи бомбардировщиков этой марки буквально «утюжили» вражеские позиции и тылы. Недаром товарищ Сталин распорядился скопировать В-29 под обозначением Ту-4!

По окончании войны Боинг навсегда покинул авиационный бизнес. По некоторым данным, он вернулся к довоенному занятию — разведению лошадей на своем ранчо Алдарра. Но по другим сведениям Боинг в 1945 году стал директором банка в Сиэтле. Известно, что он увлекся яхтами, основал и возглавил городской яхт-клуб. Словом, занимался чем угодно, только не авиацией — к ней он потерял видимый интерес.

Впрочем, 15 апреля 1952-го Боинг стал свидетелем того, как созданная им компания открыла новую эру в воздухоплавании. В тот день летчик-испытатель Текс Джонсон поднял в воздух первый прототип реактивного стратегического бомбардировщика В-52. С тех пор (вот уже более полувека!) этот рекордсмен-долгожитель остается основой стратегической авиации США.

В любом случае, до конца своих дней знаменитый самолетостроитель больше не участвовал в авиаразработках. Человек, ставший эпохой в мировой авиации, умер в 28 сентября 1956 года, не дожив всего нескольких дней до своего 75-летнего юбилея.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*