Ятаро Ивасаки: гений админресурса

Ятаро Ивасаки

Ятаро Ивасаки

Полная лояльность к правительству и ставка на админресурс — вот основные слагаемые успеха японской корпорации Mitsubishi.

Основатель концерна Mitsubishi Ятаро Ивасаки родился в 1834 году на юге Японии в деревне Инокуши (княжество Тоса). Семья Ивасаки занималась обработкой своего земельного надела, что обеспечивало скромный, но стабильный достаток.

Читателю на заметку: на рубеже ХХ–ХХІ веков Mitsubishi подверглась хорошо организованному «наезду» со стороны конкурентов. Названия компаний, заинтересованных в дискредитации японского автогиганта, в прессе не упоминаются, но высказываются версии, что за этим стоит американо-немецкая корпорация DaimlerChrysler, владеющая одной третью акций Mitsubishi. Мотивация — иностранному партнеру стало невыгодно поддерживать дорогое, но малоэффективное производство в Японии. В 2000 году Mitsubishi вынуждена была публично признать, что более 30 лет систематически скрывала от властей дефекты в своих машинах. Последовали громкие отставки, отзывы сотен тысяч автомобилей и многомиллиардные убытки. К делу подключились правоохранительные органы, арестовавшие экс-президента компании Катсушико Кавасоэ и четырех ведущих менеджеров — их обвинили в утаивании фактов брака, что повлекло за собой гибель людей.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕРСАНТ

В 1848 году Ятаро отправился в Коши, главный город княжества Тоса, где начал изучать философию Конфуция. Шесть лет спустя молодой человек продолжил обучение в Эдо (старое название Токио), но вскоре был вынужден вернуться домой, так как его отец, будучи пьяным, повздорил с высокопоставленным чиновником и после оказался в тюрьме. Ятаро Ивасаки посчитал такие действия властей несправедливыми и настолько бурно выражал протест, что и сам вскоре очутился за решеткой.

Эта грустная история имела счастливый финал, ведь в результате Ятаро познакомился с влиятельными самураями Тойо Йошида и Сохиро Гото. По их протекции молодой человек в 1859 году получил место мелкого чиновника в муниципальной судовладельческо-торговой компании Tosa Shokai.

Ивасаки проявил деловые качества и через восемь лет, в 1867-м, был назначен главой отделения компании в Нагасаки, главном порту Японии. А когда в следующем году это отделение было закрыто, он возглавил филиал компании в Осаке, крупном торговом центре страны.

Революция 1868 года в корне изменила ситуацию. Новое правительство не поощряло ведение коммерческой деятельности местными органами власти. Княжество вынуждено было отказаться от бизнеса и передать его в частные руки. Ивасаки, которому на тот момент исполнилось 36 лет, оказался как раз кстати: оставаясь чиновником, он в 1870 году зарегистрировал (вместе со своим шефом) судоходную компанию Tsukumo Shokai и арендовал у компании Tosa Shokai, сотрудником которой оставался, три парохода.

Один из его коллег так охарактеризовал тогдашнего Ятаро: «Ивасаки обращает внимание только на бизнес и никогда не придает значения интересам нации». В 1872-м он сменил партнера, и в результате появилась фирма Mitsukawa Shokai. Лишь в 1873 году Ятаро Ивасаки открыл компанию Mitsubishi Shokai, полностью принадлежавшую ему одному. Лишь после этого 39-летний Ивасаки заявил своим коллегам и друзьям, что оставляет чиновничью службу и собирается целиком посвятить себя бизнесу.

Занявшись морскими грузоперевозками, он начал успешно конкурировать с Yubin Jokisen Kaisha («Почтовой пароходной компанией»), являвшейся наполовину государственным, а наполовину частным предприятием. А когда в 1874-м правительство обратилось к «почтовикам» с просьбой о помощи в отправке войск на Тайвань в связи с возникшими там политическими проблемами, бюрократические порядки помешали менеджменту дать быстрый и четкий ответ. Это возмутило ведущих правительственных чиновников Тосимиши Окубу и Сигенобу Окума. Ситуацией немедленно воспользовался Ятаро Ивасаки, предложивший властям свои услуги. Этот шаг позволил ему наладить тесные отношения с правительством, в частности с упомянутыми Окубой и Окумой. Они не остались в долгу, передав Ивасаки в аренду 13 судов по такой низкой цене, что это выглядело просто подарком. Впоследствии предприниматель не раз пользовался админресурсом для решения собственных бизнес-проблем, в результате чего и приобрел дурную славу seisho — «политического коммерсанта».

В ФАВОРЕ У ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

Когда правительство Японии возглавил Тосимиши Окуба, для Ивасаки настал звездный час. Премьер-министр предложил ему превратить Mitsubishi в ведущую национальную транспортную компанию (это притом, что она находилась в частных руках!) и отвоевать у иностранных морских перевозчиков очень важную для Японии доходную морскую линию до китайского порта Шанхая.

В 1874 году Ятаро Ивасаки, пользуясь поддержкой правительства, вступил в борьбу с американской компанией Pacific Mail Steamship Company, контролировавшей сообщение между Шанхаем и Иокогамой. В итоге Mitsubishi удалось выкупить у конкурентов несколько судов, курсировавших на этой линии. Но вскоре появился новый соперник — компания Р&О Steam Navigation Company, менеджменту которой удалось наладить тесные отношения с влиятельными торговыми ассоциациями японской сахарной и хлопкообрабатывающей промышленности и лишить Mitsubishi монополии на линии между Шанхаем и Иокогамой. Но правительство вновь оказало поддержку Ивасаки, издав специальные «Правила использования иностранных судов», содержавшие комплекс мер, направленных на затруднение использования кораблей Р&О. Помимо этого, Mitsubishi разработала систему кредитного обмена, предусматривавшую предоставление ссуд грузоотправителям под залог отгруженного товара. Эта стратегия оказалась эффективной с точки зрения борьбы с Р&О, и после периода жестокой ценовой войны Mitsubishi одержала верх над конкурентом.

Но решающим событием, обеспечившим компании Mitsubishi монополию в сфере морских перевозок, стало восстание клана Сацума на юге Японии в 1877 году. Правительство решило отправить для усмирения восставших крупный воинский контингент — Ивасаки, понятно, помог с переброской по морю солдат и вооружения. После этого Mitsubishi установила полную монополию на перевозки и назначила за свои услуги непомерно высокую плату, что породило обвинения компании в монополизме. Эти упреки Ятаро Ивасаки высокомерно отвергал.

В 1878 году в клане Ивасаки был разработан семейный устав. В этом документе компания Mitsubishi провозглашалась исключительно семейным предприятием. Вся прибыль полностью принадлежала президенту корпорации. Впрочем, все убытки тоже относились на его счет.
В 1881 году Mitsubishi приобрела угольную шахту Такашима, самую крупную в Японии, и полностью обеспечила топливом свой торговый флот. Кроме того, Ятаро Ивасаки получил в свое распоряжение серебряные рудники Икуно. Однако в том же году премьер-министр Тосимиши Окуба был убит. А после отставки Сигенобу Окумы, покровителя Mitshubishi в правительстве, Ивасаки осознал ненадежность подобного патронажа и решил впредь отказаться от участия в политике. Позднее такая позиция стала базовым принципом деятельности его компании. Но все равно миллионер вызывал всеобщую зависть своим огромным богатством и общественным положением, сравнимым разве что с положением Рокфеллеров в США.

После падения лоббистов Ивасаки в правительстве компания Kyodo Unyu Kaisha выступила против монополизма Mitsubishi и начала против нее затяжную ценовую войну. Но империя Ятаро Ивасаки оказалась настолько мощной, что он не только выдержал все атаки, но и заставил соперника пойти на мировую. При этом компания Mitsubishi сместила основной акцент своей деятельности в пользу добычи угля и меди, банковской деятельности, судостроения. Но «коронную» сферу морских перевозок бизнесмен тоже не оставил. Учитывая, что для всех грузоотправителей обязательным было страхование товаров, он создал компанию по страхованию отправляемых морем грузов — Tokyo Kaijo Hoken Kaisha.

КОЛЕСА ВМЕСТО ЯКОРЕЙ

Ятаро Ивасаки утверждал, что единоличное руководство является более эффективным, чем совместное управление или совместное владение. Поэтому права владения компанией никогда не делегировались и находились в руках семьи Ивасаки, глава которой всегда принимал наиболее важные деловые решения.

Еще одной особенностью Mitsubishi было использование родственных отношений. Ятаро Ивасаки любил говорить о том, что для талантливых выпускников университетов всегда открыты двери его фирмы, и приводил в пример Сода, Кондо, Като и Кагами, сделавших головокружительную карьеру и занявших чрезвычайно важные посты в компании. Эти специалисты и впрямь проявили высокий уровень профессионализма, но не менее важным оказалось и то, что все они были женаты на женщинах из рода Ивасаки. А два зятя основателя компании стали в дальнейшем премьер-министрами Японии, что укрепило связи компании с миром большой политики.

Для современного читателя Mitsubishi — это прежде всего автомобили, а о них здесь не сказано ни слова. Дело в том, что первая машина под этой маркой была произведена компанией лишь в 1917 году. Кстати, спрос тогда оказался низким, и дальнейшее производство продукции было прекращено. Mitsubishi вернулась к этому виду деятельности лишь в конце 1940-х, начав выпускать мотороллеры и легкие трехколесные автомобили, а затем автобусы, грузовики и пикапы. Вторая попытка освоить четырехколесный рынок оказалась удачной. В Европе автомобили под маркой Mitsubishi появились в 1950-х годах.

Однако Ятаро Ивасаки уже не застал превращения своей судоходной компании в автомобильный концерн. Знаменитый бизнесмен скончался от рака желудка 7 февраля 1885 года на 51-м году жизни.

Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*